DOI: 10.22184/1992-4178.2024.236.5.32.38
Применение отечественной пассивной ЭКБ в автомобильной промышленности
В ситуации, характеризующейся, с одной стороны, влиянием санкций, а с другой – значительными объемами государственной поддержки, отечественные производители электронных компонентов получили историческую возможность обновить и нарастить производственные мощности, расширить номенклатуру и повысить качественные показатели продукции. Ввиду невозможности полноправного участия в международной торговле и неблагонадежности западных поставщиков стратегическую важность получила задача по расширению присутствия ЭКБ российского производства на гражданских рынках. Решение данной задачи сопряжено с необходимостью пересмотра модели взаимодействия с потребителями и с преодолением конкурентного давления со стороны поставщиков из Юго-Восточной Азии.
Создание производств критической электронной компонентной базы является одной из задач по обеспечению технологического суверенитета, нашедших отражение в Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2022 года № 4261-р.
В марте текущего года принято постановление Правительства РФ от 16 марта 2024 года № 317, которым утверждаются изменения в постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» и вводится балльная система оценки уровня локализации производства автомобильной электроники. Теперь достижение уровня баллов,
необходимого для подтверждения российского происхождения автоэлектроники, будет обеспечиваться применением отечественных пассивных и активных электронных компонентов. Введение нормативного требования значительно расширяет возможности российских предприятий радиоэлектронной промышленности по сбыту продукции, что способствует развитию импортозамещения и укреплению технологического
суверенитета. Для координации действий предприятий автомобильной и электронной промышленности, оперативного решения текущих вопросов и выработки стратегических решений на постоянной основе работает межотраслевой штаб Минпромторга России под руководством двух заместителей министра.
Однако реализация нормативных требований и практика ведения работы по импортозамещению компонентов автоэлектроники может столкнуться, а частично уже столкнулась с рядом вызовов, сложностей и проблемных вопросов, решение которых потребует согласованных действий государственных органов, предприятий автомобильной
и радиоэлектронной промышленностей. Свое видение, оценки ситуации и перспектив, а также предложения по преодолению препятствий, стоящих на пути внедрения российских электронных компонентов в автопроме, высказали отраслевые эксперты.
Петр Верник,
директор АНО «Консорциум
«Пассивные Электронные Компоненты»
Российская экономика подверглась беспрецедентному внешнему давлению, и в настоящее время государственная промышленная политика направлена на повышение импортонезависимости отечественной промышленности путем расширения опоры на внутренние ресурсы. Укрепление санкционной стойкости в радиоэлектронной и автомобильной отраслях находится в фокусе внимания государственных органов. В результате работы Минпромторга России, в которой участвовал Консорциум «Пассивные электронные компоненты», было принято постановление Правительства РФ от 16 марта 2024 года № 317. Данным постановлением создана система повышения уровня локализации автомобильной электроники за счет применения отечественных пассивных и активных компонентов. За применение российских компонентов в составе автоэлектроники начисляются баллы, которые в последствии конвертируются в дополнительные выгоды и преференции для автопроизводителей. Например, в обновленной редакции раздела IX приложения к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 установлено, что за применение отечественных пассивных компонентов (резисторов, соединителей, конденсаторов, суперконденсаторов, моточных изделий и др.) в составе электронного блока управления двигателем в сумме начисляется 24 балла.
Консорциум способствует совместному развитию и организации взаимовыгодного сотрудничества между предприятиями автомобильной и радиоэлектронной промышленности. В интересах производителей пассивных компонентов консорциумом выстроен диалог с Ассоциацией «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» и с крупнейшим российским производителем автоэлектроники ООО «НПП «Итэлма». В рамках данного взаимодействия, начиная с 2022 года, был проведен ряд совместных мероприятий для коллегиального решения вопросов, связанных с расширением использования отечественных пассивных компонентов в автоэлектронике. Указанные вопросы также рассматриваются внутри Консорциума
«Пассивные электронные компоненты» и выносятся на обсуждение на уровень государственных органов. Так в структуре консорциума действует экспертный совет, консорциум на постоянной основе участвует в рабочей группе по автомобильным компонентам при Минпромторге России. В рамках парламентских слушаний в Совете Федерации, проходивших в феврале и ноябре 2023 года, консорциум выносил на обсуждение ряд вопросов по применению отечественных компонентов в автоэлектронике.
Наиболее сложные вопросы, требующие стратегических решений, связаны с тем, что радиоэлектронная промышленность загружена государственным оборонным заказом, и предприятия не могут выделить время на разработку и производство компонентов гражданского назначения. После снижения ГОЗ потребуется несколько лет на организацию производства такой продукции, и если сейчас не запускать соответствующие проекты, то рыночные ниши будут заняты китайскими поставщиками. Выпускаемые в настоящее время отечественные компоненты для специального применения качественно превосходят компоненты гражданского назначения, например, по надежности и температурному диапазону, однако уступают по ценовым параметрам и отдельным техническим характеристикам. Например, цена российского керамического конденсатора в размере 1005М превышает в 13,5 раз цену импортного аналога, при этом емкость импортного конденсатора в размере 1005М в восемь раз больше отечественного аналога.
При поддержке Минпромторга России отечественные заводы АО «Ресурс», АО «Элеконд»,
ООО «Кулон», АО «Завод «Копир», АО «Карачевский завод «Электродеталь» и ряд других предприятий проводят модернизацию производственных мощностей. Это делается для достижения конкурентоспособности продукции по характеристикам и цене, а также для выхода на объемы производства, соответствующие потребностям автопрома. Если вопросы по характеристикам и цене имеют варианты решений, то для преодоления проблемы более высокой себестоимости отечественных компонентов необходимы новые меры государственной поддержки. Введение повышенных таможенных пошлин улучшит ценовые позиции российской продукции, однако полностью не решит проблему. Перспективным видится субсидирование разницы в цене, однако требуются решения по механизму реализации такой меры господдержки и по определению получателя субсидии
в цепочке кооперации от производителя электронного компонента до автозавода.
В нынешней обстановке необходимо создавать и развивать в России новые направления производства радиоэлектронной продукции, которая будет соответствовать запросам потребителей по цене, качеству и объемам возможных поставок. Руководящая роль Минпромторга России и личный вклад заместителя министра промышленности и торговли РФ Василия Викторовича Шпака привели к значительному прогрессу в решении данной задачи. При государственной поддержке Консорциум «Пассивные электронные компоненты» ставит перед собой цель – обеспечить к 2030 году рост доли отечественных пассивных компонентов на гражданском рынке до 50%.
Дмитрий Корначёв, исполнительный директор Ассоциации «Консорциум
предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики»
В период 2022–2024 годов благодаря российской инженерной школе, развившейся в предыдущие годы, а также наличию массового спроса на российские электронные блоки управления со стороны российских автопроизводителей были оперативно перепроектированы на санкционностойкую электронную компонентную базу сотни блоков управления.
Сегодня практически все электронные блоки в производимых в стране российских автомобилях – отечественные. Они разработаны и произведены в России и могут далее развиваться под требования заказчиков. Это – основа технологической
и экономической возможности для внедрения российских электронных компонентов.
Сегодня усилия отрасли и государства сосредоточены на глубокой локализации автоэлектроники на уровне электронных компонентов для повышения уровня технологической безопасности, роста числа рабочих мест и инвестиций в российскую микроэлектронику. Эта работа поддерживается отраслевыми консорциумами, в том числе и нашим, а также Минпромторгом России.
Замещение электронных компонентов на российские уже начато. На различных этапах внедрения находится более 20 ключевых видов электронных компонентов и более 100 типономиналов. Уже идут поставки пассивных компонентов, в частности резисторов, конденсаторов, а также печатных плат. Причем по печатным платам ООО «НПП «Итэлма» ведется строительство крупного производства под нужды всей отрасли.
Основные препятствия, возникающие при внедрении отечественных электронных компонентов в автомобильные электронные блоки, производимые в России, следующие:
Мы видим, что сегодня российские разработчики и производители ЭКБ начинают активное движение в направлении снятия данных барьеров. Это движение обоюдное. Производители российских блоков управления в связи с введением требований в рамках постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 по обязательному применению с 2026 года российской ЭКБ также активно ведут проработку возможности применения российских субкомпонентов.
Помимо постановления № 719, важными стимулами для ускорения развития локализации являются субсидии на развитие электронных блоков и систем (постановление Правительства РФ от 17 февраля 2016 года № 109) и на разработку электронных модулей и ЭКБ (постановление Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1252). Мы видим, что счет новых проектов в сфере автоэлектроники и ее субкомпонентов пошел уже на десятки, и ожидаем рост уровня локализации уже с 2025 года.
Можно выделить следующие необходимые шаги для достижения технологического суверенитета в сфере автомобильной электроники:
№ 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» в части электроники для сельскохозяйственной и строительно-
дорожной техники, электронных средств индивидуальной мобильности и электронных датчиков для увеличения серийности заказа на российскую ЭКБ.
Таким образом, российская автоэлектроника за последние 2,5 года сделала значительный рывок в части технологического суверенитета, что обеспечило кратный рост объемов выручки и еще больший рост объемов налогов, уплачиваемых в бюджетную систему Российской Федерации.
Александр Чистов,
руководитель направления локализации ЭКБ ООО «НПП «Итэлма»
В марте 2024 года предприятия отрасли увидели изменения в постановлении Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 в части автоэлектроники. Согласно данным изменениям автопроизводителям и производителям автомобильных электронных блоков выгодно применение отечественной ЭКБ. Но, к сожалению, лишь некоторые предприятия готовы поставлять производимые ими электронные компоненты на конвейер.
Говоря о внедрении отечественных электронных компонентов в автомобильные электронные блоки, производимые в России, в настоящий момент можно выделить несколько ключевых проблем. Это:
Учитывая срок тестирования и валидации компонентов в составе электронных блоков, в том числе в составе автомобиля, который может варьироваться в пределах от 6 до 15 месяцев в зависимости от сложности компонента, внедрение отечественной ЭКБ – задача достаточно сложная.
Производители автомобильных электронных блоков применяют широкий набор различной ЭКБ, и далеко не по всем номенклатурным группам сейчас есть удовлетворяющие потребностям рынка отечественные альтернативы. По данным направлениям открыты широкие возможности и перспективы развития сотрудничества российских производителей электронных компонентов и производителей автомобильных электронных блоков.
Что касается помощи со стороны государства, действующие меры поддержки радиоэлектронной отрасли достаточно эффективны. Компенсация затрат на разработку и освоение новой продукции, льготные займы, налоговые маневры и другие меры поддержки позволяют предприятиям отрасли расти и развиваться. Проблемы начинают возникать из-за отсутствия технологий производства, дешевых материалов и сырья. Консолидация усилий в этих направлениях позволит преодолеть ряд существующих барьеров и повысить уровень локализации автомобильной электроники.
На наш взгляд, сейчас нужно не отходить от взятого в последние несколько лет курса по импортозамещению в автоэлектронике: необходимо продолжать финансировать разработку новой ЭКБ, развивать новые технологии, осваивать современные процессы и технологии производства, стремиться к диверсификации ее применения и уменьшению стоимости.
И конечно же, всем участникам на всех уровнях надо оставаться в тесном контакте для обсуждения текущих и стратегических вопросов развития отраслей для достижения технологического суверенитета.
Хотелось бы обратить внимание, что, несмотря на все имеющиеся сейчас проблемы, отрасль автоэлектроники набрала отличные темпы и имеет еще очень много точек для дальнейшего роста и развития. Главное – продолжать слаженную работу во всех направлениях.
Андрей Куликов,
генеральный директор ПАО «Автоэлектроарматура» («АВАР»)
По нашему мнению, основным препятствием для внедрения отечественных пассивных компонентов в автомобильные электронные блоки являются их неконкурентная стоимость на фоне продукции азиатских производителей и ограниченная номенклатура пассивной ЭКБ российского производства.
Мы готовы к развитию взаимовыгодного сотрудничества с любыми отечественными производителями в соответствующих отраслях. Доля электронных компонентов иностранного производства в наших изделиях на текущий момент достигает уровня 90%, что, безусловно, несет существенные риски для обеспечения технологического суверенитета в сфере автомобильной техники. Безусловно, со стороны государства необходимы меры финансового стимулирования отечественных производителей пассивных компонентов.
Андрей Галанов, начальник бюро по развитию конденсаторов общепромышленного назначения, и Владимир Кокшаров, заместитель начальника отдела маркетинга
по развитию и продажам суперконденсаторов и модулей на их основе АО «Элеконд»
В настоящее время АО «Элеконд» ведет работу по внедрению своих серийных изделий в электронные блоки предприятия ООО «НПП «Итэлма». Хотя некоторые вопросы, требующие проработки, остаются, проводимые работы уже привели к подписанию договора о серийных поставках.
По нашему мнению, основные препятствия при внедрении отечественных электронных компонентов в автомобильные электронные блоки, производимые в России, связаны со следующими вопросами:
• сертификация и стандартизация – необходимо приведение требований на компоненты
к «общему знаменателю»;
• цена – должна быть нивелирована разница в стоимости зарубежных и российских электронных компонентов;
• повышение качества и уровня технических характеристик российских компонентов;
• обеспечение объемов и сроков поставок – в настоящее время требуемые объемы
поставок значительно превышают мощности отечественных производителей электронных компонентов.
Соответственно, перспективу развития сотрудничества отечественных производителей электронных компонентов и производителей автомобильных электронных блоков мы видим
в последовательном и комплексном решении вопросов, возникающих при внедрении отечественных электронных компонентов в автомобильные электронные блоки, производимые в России. Также считаем необходимым осуществлять поставки российских компонентов, начиная от частичной замены импортных изделий и до полного импортозамещения к 2028 году.
Важным вопросом является не только применение в автоэлектронике серийно выпускаемых изделий, но и решение вопросов разработки новой ЭКБ и ее включение в состав электронных блоков. Кроме того, на наш взгляд, необходимо рассмотреть возможность применения новых типов ЭКБ, в частности ионисторов, широко применяемых в зарубежной автоэлектронике.
К наиболее действенным мерам поддержки со стороны государства, по нашему мнению, относятся:
Со стороны производителей электронных компонентов основные шаги связаны с началом реального применения российских компонентов в серийных изделиях с временным послаблением в части предъявляемых требований.
Производители электронных компонентов, на наш взгляд, должны сосредоточиться на обеспечении массового выпуска изделий с достаточно высоким уровнем качества и технических характеристик, а также работать над снижением себестоимости продукции и сокращением сроков производства.
Максим Булаев,
коммерческий директор АО «Карачевский завод «Электродеталь»
В настоящее время производственный потенциал российской автомобильной отрасли из-за наложенных санкций сократился в разы. Даже в том случае, если часть мощностей международных компаний будут выкуплены, уровня локализации, который существовал до их ухода, достичь будет если не невозможно, то крайне тяжело. Но с 2026 года по требованиям локализации автоконцерны будут лишены части баллов, если не начнут использовать российскую микроэлектронику, включая ее применение в электронных блоках управления (ЭБУ). Эти баллы автопроизводителям дают возможность возврата утильсбора. Максимальное количество баллов, которое можно получить за использование отечественного ЭБУ, в теории составляет 300. С 2026 года без использования российских микросхем и печатных плат количество баллов будет снижено до 100, а с 2028 года – до 75.
В нынешних условиях бόльшая часть разрабатываемой российской радиоэлектронной продукции направлена в оборонный сектор и отрасли с высокой маржинальностью.
Отсутствие полноценной технической базы и проблемы автоматизации неизбежно приводят к повышенной стоимости комплектующих, что отражается на цене конечного продукта. Активное развитие и модернизация производств поможет решить проблему внедрения отечественных электронных компонентов в автомобильные блоки, производимые в России.
На данный момент власти поддерживают производителей электронных компонентов в России через предоставление льготных займов Фонда развития промышленности, компенсацию затрат на НИОКР, а также посредством специальной целевой программы. Выделение автоконцернам субсидий, в качестве господдержки за установку каждого электронного компонента, по нашему мнению, окажет довольно ощутимый импульс для повышения уровня локализации автомобильной электроники.
Также для достижения технологического суверенитета в сфере автоэлектроники нужна комплексная программа развития в том числе пассивных электронных компонентов по направлениям: материалы, технологии, оборудование, кадры, стандартизация и сертификация, поддержка, продвижение.
Для развития отечественной пассивной ЭКБ как разработчики и изготовители электрических соединителей считаем первоочередными следующие мероприятия:
Комплексное выполнение этих мероприятий даст возможность ликвидировать отставание отечественной ЭКБ для применения в автомобильных электронных блоках от зарубежных аналогов.
Анатолий Воронов,
главный конструктор – начальник ОКБ АО «Завод «Копир»
В настоящее время автомобильная промышленность России остро нуждается в отечественных электронных компонентах, но российские производители не могут в полной мере обеспечить всё разнообразие компонентной базы, применяемой в автомобильной электронике.
АО «Завод «Копир» как предприятие, занимающееся производством электрических соединителей, контактных пар, а также переключателей, предохранителей и их блоков, основную проблему видит в отсутствии унификации применяемых компонентов (электрических соединителей) в жгутах проводов и электронных блоках ведущими производителями автомобилей и автомобильной электроники РФ, что в свою очередь приводит к необходимости локализации большой номенклатуры мелкосерийных компонентов по цене, превышающей целевую цену.
АО «Завод «Копир» в рамках импортозамещения ведет работы по освоению и продвижению на российском рынке и рынке Евразийского экономического союза ряда перспективных автомобильных компонентов, одними из которых являются предохранители типа Midi и Mega. Данные предохранители могут найти свое применение в автомобилях, где требуется защита электрических цепей при перегрузках и коротких замыканиях. Номинальные токи предохранителей от 30 до 500 А, что перекрывает большинство требований к данной продукции.
Касательно мер господдержки, наше предприятие полностью поддерживает мероприя-
тия, выполняемые в рамках постановления Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1252, и планирует в дальнейшем принимать участие в новых работах по освоению перспективных электронных компонентов для автомобильной промышленности.
По нашему мнению, дальнейшие шаги со стороны государственных органов должны быть направлены на поддержку унификации применяемой компонентной базы разработчиками и производителями автомобильной электроники для увеличения объемов потребления и, как следствие, формирования конкурентоспособной цены на электронные компоненты. Увеличение объемов потребления продукции в перспективе также благоприятно скажется на автоматизации технологических процессов, что в свою очередь актуально
в текущей ситуации с кадрами на предприятиях.
Альберт Раскин, ведущий специалист по изделиям электронной техники
ОАО «ВЗРД «Монолит»
Основной продукцией нашего предприятия, расположенного в г. Витебск, Республика Беларусь, являются многослойные керамические конденсаторы (МКК). Эти компоненты присутствуют практически в любой радиоэлектронной аппаратуре, в том числе автомобильной. Они представляют собой самый массовый тип электронных компонентов: на них приходится около 90% от общего количества всех конденсаторов и около 30% от всей ЭКБ, используемой в РЭА.
МКК производства ОАО «ВЗРД «Монолит» на рынке РФ по своему статусу приравнены к российским и потому входят в понятие отечественной ЭКБ.
Мне неизвестно о сколько-нибудь заметном применении отечественных МКК в автомобильной электронике в России. В настоящее время этому мешают сразу три препятствия.
Во-первых, российские производители МКК и ОАО «ВЗРД «Монолит» перегружены заказами на конденсаторы специального назначения и не могут обеспечить поставки продукции в сроки, приемлемые для заказчиков в автомобильной сфере, составляющие порядка двух-трех месяцев.
Во-вторых, отечественные МКК во много раз дороже зарубежных. Отчасти это обусловлено использованием в наших изделиях драгоценных металлов (серебра и палладия), тогда как практически все зарубежные автомобильные МКК не содержат драгметаллы.
Наконец, в-третьих, технические характеристики отечественных МКК не устраивают производителей автомобильной электроники по следующим основным причинам:
Относительно широкое применение отечественных МКК в автомобильной электронике в РФ станет возможным только после освоения серийного производства МКК без драгметаллов, а также последующего подтверждения соответствия этих новых компонентов стандарту AEC-Q200. После этого можно будет начать освоение производства МКК с максимальной рабочей температурой 150 °C или выше (если производители автомобильной электроники в РФ подтвердят наличие значительной потребности в высокотемпературных МКК).
В качестве меры государственной поддержки пользу может принести действующее уже сейчас начисление баллов за использование отечественных компонентов при отнесении изделий с их применением к продукции российского происхождения.
В ситуации, характеризующейся, с одной стороны, влиянием санкций, а с другой – значительными объемами государственной поддержки, отечественные производители электронных компонентов получили историческую возможность обновить и нарастить производственные мощности, расширить номенклатуру и повысить качественные показатели продукции. Ввиду невозможности полноправного участия в международной торговле и неблагонадежности западных поставщиков стратегическую важность получила задача по расширению присутствия ЭКБ российского производства на гражданских рынках. Решение данной задачи сопряжено с необходимостью пересмотра модели взаимодействия с потребителями и с преодолением конкурентного давления со стороны поставщиков из Юго-Восточной Азии.
Создание производств критической электронной компонентной базы является одной из задач по обеспечению технологического суверенитета, нашедших отражение в Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2022 года № 4261-р.
В марте текущего года принято постановление Правительства РФ от 16 марта 2024 года № 317, которым утверждаются изменения в постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» и вводится балльная система оценки уровня локализации производства автомобильной электроники. Теперь достижение уровня баллов,
необходимого для подтверждения российского происхождения автоэлектроники, будет обеспечиваться применением отечественных пассивных и активных электронных компонентов. Введение нормативного требования значительно расширяет возможности российских предприятий радиоэлектронной промышленности по сбыту продукции, что способствует развитию импортозамещения и укреплению технологического
суверенитета. Для координации действий предприятий автомобильной и электронной промышленности, оперативного решения текущих вопросов и выработки стратегических решений на постоянной основе работает межотраслевой штаб Минпромторга России под руководством двух заместителей министра.
Однако реализация нормативных требований и практика ведения работы по импортозамещению компонентов автоэлектроники может столкнуться, а частично уже столкнулась с рядом вызовов, сложностей и проблемных вопросов, решение которых потребует согласованных действий государственных органов, предприятий автомобильной
и радиоэлектронной промышленностей. Свое видение, оценки ситуации и перспектив, а также предложения по преодолению препятствий, стоящих на пути внедрения российских электронных компонентов в автопроме, высказали отраслевые эксперты.
Петр Верник,
директор АНО «Консорциум
«Пассивные Электронные Компоненты»
Российская экономика подверглась беспрецедентному внешнему давлению, и в настоящее время государственная промышленная политика направлена на повышение импортонезависимости отечественной промышленности путем расширения опоры на внутренние ресурсы. Укрепление санкционной стойкости в радиоэлектронной и автомобильной отраслях находится в фокусе внимания государственных органов. В результате работы Минпромторга России, в которой участвовал Консорциум «Пассивные электронные компоненты», было принято постановление Правительства РФ от 16 марта 2024 года № 317. Данным постановлением создана система повышения уровня локализации автомобильной электроники за счет применения отечественных пассивных и активных компонентов. За применение российских компонентов в составе автоэлектроники начисляются баллы, которые в последствии конвертируются в дополнительные выгоды и преференции для автопроизводителей. Например, в обновленной редакции раздела IX приложения к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 установлено, что за применение отечественных пассивных компонентов (резисторов, соединителей, конденсаторов, суперконденсаторов, моточных изделий и др.) в составе электронного блока управления двигателем в сумме начисляется 24 балла.
Консорциум способствует совместному развитию и организации взаимовыгодного сотрудничества между предприятиями автомобильной и радиоэлектронной промышленности. В интересах производителей пассивных компонентов консорциумом выстроен диалог с Ассоциацией «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» и с крупнейшим российским производителем автоэлектроники ООО «НПП «Итэлма». В рамках данного взаимодействия, начиная с 2022 года, был проведен ряд совместных мероприятий для коллегиального решения вопросов, связанных с расширением использования отечественных пассивных компонентов в автоэлектронике. Указанные вопросы также рассматриваются внутри Консорциума
«Пассивные электронные компоненты» и выносятся на обсуждение на уровень государственных органов. Так в структуре консорциума действует экспертный совет, консорциум на постоянной основе участвует в рабочей группе по автомобильным компонентам при Минпромторге России. В рамках парламентских слушаний в Совете Федерации, проходивших в феврале и ноябре 2023 года, консорциум выносил на обсуждение ряд вопросов по применению отечественных компонентов в автоэлектронике.
Наиболее сложные вопросы, требующие стратегических решений, связаны с тем, что радиоэлектронная промышленность загружена государственным оборонным заказом, и предприятия не могут выделить время на разработку и производство компонентов гражданского назначения. После снижения ГОЗ потребуется несколько лет на организацию производства такой продукции, и если сейчас не запускать соответствующие проекты, то рыночные ниши будут заняты китайскими поставщиками. Выпускаемые в настоящее время отечественные компоненты для специального применения качественно превосходят компоненты гражданского назначения, например, по надежности и температурному диапазону, однако уступают по ценовым параметрам и отдельным техническим характеристикам. Например, цена российского керамического конденсатора в размере 1005М превышает в 13,5 раз цену импортного аналога, при этом емкость импортного конденсатора в размере 1005М в восемь раз больше отечественного аналога.
При поддержке Минпромторга России отечественные заводы АО «Ресурс», АО «Элеконд»,
ООО «Кулон», АО «Завод «Копир», АО «Карачевский завод «Электродеталь» и ряд других предприятий проводят модернизацию производственных мощностей. Это делается для достижения конкурентоспособности продукции по характеристикам и цене, а также для выхода на объемы производства, соответствующие потребностям автопрома. Если вопросы по характеристикам и цене имеют варианты решений, то для преодоления проблемы более высокой себестоимости отечественных компонентов необходимы новые меры государственной поддержки. Введение повышенных таможенных пошлин улучшит ценовые позиции российской продукции, однако полностью не решит проблему. Перспективным видится субсидирование разницы в цене, однако требуются решения по механизму реализации такой меры господдержки и по определению получателя субсидии
в цепочке кооперации от производителя электронного компонента до автозавода.
В нынешней обстановке необходимо создавать и развивать в России новые направления производства радиоэлектронной продукции, которая будет соответствовать запросам потребителей по цене, качеству и объемам возможных поставок. Руководящая роль Минпромторга России и личный вклад заместителя министра промышленности и торговли РФ Василия Викторовича Шпака привели к значительному прогрессу в решении данной задачи. При государственной поддержке Консорциум «Пассивные электронные компоненты» ставит перед собой цель – обеспечить к 2030 году рост доли отечественных пассивных компонентов на гражданском рынке до 50%.
Дмитрий Корначёв, исполнительный директор Ассоциации «Консорциум
предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики»
В период 2022–2024 годов благодаря российской инженерной школе, развившейся в предыдущие годы, а также наличию массового спроса на российские электронные блоки управления со стороны российских автопроизводителей были оперативно перепроектированы на санкционностойкую электронную компонентную базу сотни блоков управления.
Сегодня практически все электронные блоки в производимых в стране российских автомобилях – отечественные. Они разработаны и произведены в России и могут далее развиваться под требования заказчиков. Это – основа технологической
и экономической возможности для внедрения российских электронных компонентов.
Сегодня усилия отрасли и государства сосредоточены на глубокой локализации автоэлектроники на уровне электронных компонентов для повышения уровня технологической безопасности, роста числа рабочих мест и инвестиций в российскую микроэлектронику. Эта работа поддерживается отраслевыми консорциумами, в том числе и нашим, а также Минпромторгом России.
Замещение электронных компонентов на российские уже начато. На различных этапах внедрения находится более 20 ключевых видов электронных компонентов и более 100 типономиналов. Уже идут поставки пассивных компонентов, в частности резисторов, конденсаторов, а также печатных плат. Причем по печатным платам ООО «НПП «Итэлма» ведется строительство крупного производства под нужды всей отрасли.
Основные препятствия, возникающие при внедрении отечественных электронных компонентов в автомобильные электронные блоки, производимые в России, следующие:
- высокая цена отечественной электронной компонентной базы;
- отсутствие сертификатов качества на произведенную продукцию;
- необходимость разработки и тестирования отечественных электронных компонентов
Мы видим, что сегодня российские разработчики и производители ЭКБ начинают активное движение в направлении снятия данных барьеров. Это движение обоюдное. Производители российских блоков управления в связи с введением требований в рамках постановления Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 по обязательному применению с 2026 года российской ЭКБ также активно ведут проработку возможности применения российских субкомпонентов.
Помимо постановления № 719, важными стимулами для ускорения развития локализации являются субсидии на развитие электронных блоков и систем (постановление Правительства РФ от 17 февраля 2016 года № 109) и на разработку электронных модулей и ЭКБ (постановление Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1252). Мы видим, что счет новых проектов в сфере автоэлектроники и ее субкомпонентов пошел уже на десятки, и ожидаем рост уровня локализации уже с 2025 года.
Можно выделить следующие необходимые шаги для достижения технологического суверенитета в сфере автомобильной электроники:
- развитие системы стандартов и методов испытаний ЭКБ для автоэлектроники, которая даст возможность более быстрого аккредитования поставщиков ЭКБ;
- внесение изменений в ТН ВЭД в части автоэлектроники, что даст возможность гибкого регулирования таможенно-тарифной политики;
№ 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» в части электроники для сельскохозяйственной и строительно-
дорожной техники, электронных средств индивидуальной мобильности и электронных датчиков для увеличения серийности заказа на российскую ЭКБ.
Таким образом, российская автоэлектроника за последние 2,5 года сделала значительный рывок в части технологического суверенитета, что обеспечило кратный рост объемов выручки и еще больший рост объемов налогов, уплачиваемых в бюджетную систему Российской Федерации.
Александр Чистов,
руководитель направления локализации ЭКБ ООО «НПП «Итэлма»
В марте 2024 года предприятия отрасли увидели изменения в постановлении Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 в части автоэлектроники. Согласно данным изменениям автопроизводителям и производителям автомобильных электронных блоков выгодно применение отечественной ЭКБ. Но, к сожалению, лишь некоторые предприятия готовы поставлять производимые ими электронные компоненты на конвейер.
Говоря о внедрении отечественных электронных компонентов в автомобильные электронные блоки, производимые в России, в настоящий момент можно выделить несколько ключевых проблем. Это:
- отсутствие специализированных и широко применяемых в автомобильной отрасли компонентов;
- неготовность предприятий к ритмичным крупносерийным поставкам продукции;
- высокая, по сравнению с мировым рынком, стоимость отечественных компонентов.
Учитывая срок тестирования и валидации компонентов в составе электронных блоков, в том числе в составе автомобиля, который может варьироваться в пределах от 6 до 15 месяцев в зависимости от сложности компонента, внедрение отечественной ЭКБ – задача достаточно сложная.
Производители автомобильных электронных блоков применяют широкий набор различной ЭКБ, и далеко не по всем номенклатурным группам сейчас есть удовлетворяющие потребностям рынка отечественные альтернативы. По данным направлениям открыты широкие возможности и перспективы развития сотрудничества российских производителей электронных компонентов и производителей автомобильных электронных блоков.
Что касается помощи со стороны государства, действующие меры поддержки радиоэлектронной отрасли достаточно эффективны. Компенсация затрат на разработку и освоение новой продукции, льготные займы, налоговые маневры и другие меры поддержки позволяют предприятиям отрасли расти и развиваться. Проблемы начинают возникать из-за отсутствия технологий производства, дешевых материалов и сырья. Консолидация усилий в этих направлениях позволит преодолеть ряд существующих барьеров и повысить уровень локализации автомобильной электроники.
На наш взгляд, сейчас нужно не отходить от взятого в последние несколько лет курса по импортозамещению в автоэлектронике: необходимо продолжать финансировать разработку новой ЭКБ, развивать новые технологии, осваивать современные процессы и технологии производства, стремиться к диверсификации ее применения и уменьшению стоимости.
И конечно же, всем участникам на всех уровнях надо оставаться в тесном контакте для обсуждения текущих и стратегических вопросов развития отраслей для достижения технологического суверенитета.
Хотелось бы обратить внимание, что, несмотря на все имеющиеся сейчас проблемы, отрасль автоэлектроники набрала отличные темпы и имеет еще очень много точек для дальнейшего роста и развития. Главное – продолжать слаженную работу во всех направлениях.
Андрей Куликов,
генеральный директор ПАО «Автоэлектроарматура» («АВАР»)
По нашему мнению, основным препятствием для внедрения отечественных пассивных компонентов в автомобильные электронные блоки являются их неконкурентная стоимость на фоне продукции азиатских производителей и ограниченная номенклатура пассивной ЭКБ российского производства.
Мы готовы к развитию взаимовыгодного сотрудничества с любыми отечественными производителями в соответствующих отраслях. Доля электронных компонентов иностранного производства в наших изделиях на текущий момент достигает уровня 90%, что, безусловно, несет существенные риски для обеспечения технологического суверенитета в сфере автомобильной техники. Безусловно, со стороны государства необходимы меры финансового стимулирования отечественных производителей пассивных компонентов.
Андрей Галанов, начальник бюро по развитию конденсаторов общепромышленного назначения, и Владимир Кокшаров, заместитель начальника отдела маркетинга
по развитию и продажам суперконденсаторов и модулей на их основе АО «Элеконд»
В настоящее время АО «Элеконд» ведет работу по внедрению своих серийных изделий в электронные блоки предприятия ООО «НПП «Итэлма». Хотя некоторые вопросы, требующие проработки, остаются, проводимые работы уже привели к подписанию договора о серийных поставках.
По нашему мнению, основные препятствия при внедрении отечественных электронных компонентов в автомобильные электронные блоки, производимые в России, связаны со следующими вопросами:
• сертификация и стандартизация – необходимо приведение требований на компоненты
к «общему знаменателю»;
• цена – должна быть нивелирована разница в стоимости зарубежных и российских электронных компонентов;
• повышение качества и уровня технических характеристик российских компонентов;
• обеспечение объемов и сроков поставок – в настоящее время требуемые объемы
поставок значительно превышают мощности отечественных производителей электронных компонентов.
Соответственно, перспективу развития сотрудничества отечественных производителей электронных компонентов и производителей автомобильных электронных блоков мы видим
в последовательном и комплексном решении вопросов, возникающих при внедрении отечественных электронных компонентов в автомобильные электронные блоки, производимые в России. Также считаем необходимым осуществлять поставки российских компонентов, начиная от частичной замены импортных изделий и до полного импортозамещения к 2028 году.
Важным вопросом является не только применение в автоэлектронике серийно выпускаемых изделий, но и решение вопросов разработки новой ЭКБ и ее включение в состав электронных блоков. Кроме того, на наш взгляд, необходимо рассмотреть возможность применения новых типов ЭКБ, в частности ионисторов, широко применяемых в зарубежной автоэлектронике.
К наиболее действенным мерам поддержки со стороны государства, по нашему мнению, относятся:
- временная компенсация части затрат при применении отечественной ЭКБ;
- контролирующая функция государственных органов, направленная на стимулирование как производителей электронных блоков к применению российской ЭКБ, так и отечественных производителей ЭКБ в части производства и поставок компонентов для нужд российской автоэлектроники;
- повышение пошлин на ввозимую продукцию.
Со стороны производителей электронных компонентов основные шаги связаны с началом реального применения российских компонентов в серийных изделиях с временным послаблением в части предъявляемых требований.
Производители электронных компонентов, на наш взгляд, должны сосредоточиться на обеспечении массового выпуска изделий с достаточно высоким уровнем качества и технических характеристик, а также работать над снижением себестоимости продукции и сокращением сроков производства.
Максим Булаев,
коммерческий директор АО «Карачевский завод «Электродеталь»
В настоящее время производственный потенциал российской автомобильной отрасли из-за наложенных санкций сократился в разы. Даже в том случае, если часть мощностей международных компаний будут выкуплены, уровня локализации, который существовал до их ухода, достичь будет если не невозможно, то крайне тяжело. Но с 2026 года по требованиям локализации автоконцерны будут лишены части баллов, если не начнут использовать российскую микроэлектронику, включая ее применение в электронных блоках управления (ЭБУ). Эти баллы автопроизводителям дают возможность возврата утильсбора. Максимальное количество баллов, которое можно получить за использование отечественного ЭБУ, в теории составляет 300. С 2026 года без использования российских микросхем и печатных плат количество баллов будет снижено до 100, а с 2028 года – до 75.
В нынешних условиях бόльшая часть разрабатываемой российской радиоэлектронной продукции направлена в оборонный сектор и отрасли с высокой маржинальностью.
Отсутствие полноценной технической базы и проблемы автоматизации неизбежно приводят к повышенной стоимости комплектующих, что отражается на цене конечного продукта. Активное развитие и модернизация производств поможет решить проблему внедрения отечественных электронных компонентов в автомобильные блоки, производимые в России.
На данный момент власти поддерживают производителей электронных компонентов в России через предоставление льготных займов Фонда развития промышленности, компенсацию затрат на НИОКР, а также посредством специальной целевой программы. Выделение автоконцернам субсидий, в качестве господдержки за установку каждого электронного компонента, по нашему мнению, окажет довольно ощутимый импульс для повышения уровня локализации автомобильной электроники.
Также для достижения технологического суверенитета в сфере автоэлектроники нужна комплексная программа развития в том числе пассивных электронных компонентов по направлениям: материалы, технологии, оборудование, кадры, стандартизация и сертификация, поддержка, продвижение.
Для развития отечественной пассивной ЭКБ как разработчики и изготовители электрических соединителей считаем первоочередными следующие мероприятия:
- освоение качественных современных материалов с приемлемой стоимостью (инженерных пластиков для литья под давлением изоляторов, качественных лент,
в том числе покрытых оловом, широко распространенных в зарубежной автомобильной промышленности для штамповки контактов, и химических материалов для нанесения гальванических покрытий);
- освоение производства прецизионных автоматов продольного точения и термопластавтоматов;
- актуализацию нормативно-технической базы в соответствии с современным уровнем развития науки и техники.
Комплексное выполнение этих мероприятий даст возможность ликвидировать отставание отечественной ЭКБ для применения в автомобильных электронных блоках от зарубежных аналогов.
Анатолий Воронов,
главный конструктор – начальник ОКБ АО «Завод «Копир»
В настоящее время автомобильная промышленность России остро нуждается в отечественных электронных компонентах, но российские производители не могут в полной мере обеспечить всё разнообразие компонентной базы, применяемой в автомобильной электронике.
АО «Завод «Копир» как предприятие, занимающееся производством электрических соединителей, контактных пар, а также переключателей, предохранителей и их блоков, основную проблему видит в отсутствии унификации применяемых компонентов (электрических соединителей) в жгутах проводов и электронных блоках ведущими производителями автомобилей и автомобильной электроники РФ, что в свою очередь приводит к необходимости локализации большой номенклатуры мелкосерийных компонентов по цене, превышающей целевую цену.
АО «Завод «Копир» в рамках импортозамещения ведет работы по освоению и продвижению на российском рынке и рынке Евразийского экономического союза ряда перспективных автомобильных компонентов, одними из которых являются предохранители типа Midi и Mega. Данные предохранители могут найти свое применение в автомобилях, где требуется защита электрических цепей при перегрузках и коротких замыканиях. Номинальные токи предохранителей от 30 до 500 А, что перекрывает большинство требований к данной продукции.
Касательно мер господдержки, наше предприятие полностью поддерживает мероприя-
тия, выполняемые в рамках постановления Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1252, и планирует в дальнейшем принимать участие в новых работах по освоению перспективных электронных компонентов для автомобильной промышленности.
По нашему мнению, дальнейшие шаги со стороны государственных органов должны быть направлены на поддержку унификации применяемой компонентной базы разработчиками и производителями автомобильной электроники для увеличения объемов потребления и, как следствие, формирования конкурентоспособной цены на электронные компоненты. Увеличение объемов потребления продукции в перспективе также благоприятно скажется на автоматизации технологических процессов, что в свою очередь актуально
в текущей ситуации с кадрами на предприятиях.
Альберт Раскин, ведущий специалист по изделиям электронной техники
ОАО «ВЗРД «Монолит»
Основной продукцией нашего предприятия, расположенного в г. Витебск, Республика Беларусь, являются многослойные керамические конденсаторы (МКК). Эти компоненты присутствуют практически в любой радиоэлектронной аппаратуре, в том числе автомобильной. Они представляют собой самый массовый тип электронных компонентов: на них приходится около 90% от общего количества всех конденсаторов и около 30% от всей ЭКБ, используемой в РЭА.
МКК производства ОАО «ВЗРД «Монолит» на рынке РФ по своему статусу приравнены к российским и потому входят в понятие отечественной ЭКБ.
Мне неизвестно о сколько-нибудь заметном применении отечественных МКК в автомобильной электронике в России. В настоящее время этому мешают сразу три препятствия.
Во-первых, российские производители МКК и ОАО «ВЗРД «Монолит» перегружены заказами на конденсаторы специального назначения и не могут обеспечить поставки продукции в сроки, приемлемые для заказчиков в автомобильной сфере, составляющие порядка двух-трех месяцев.
Во-вторых, отечественные МКК во много раз дороже зарубежных. Отчасти это обусловлено использованием в наших изделиях драгоценных металлов (серебра и палладия), тогда как практически все зарубежные автомобильные МКК не содержат драгметаллы.
Наконец, в-третьих, технические характеристики отечественных МКК не устраивают производителей автомобильной электроники по следующим основным причинам:
- удельная емкость отечественных МКК (емкость на единицу объема) во много раз меньше, чем у передовых зарубежных производителей. Соответственно, диапазоны номинальных емкостей при тех же размерах существенно ýже. Например, для выпускаемой фирмой Murata (Япония) автомобильной серии GCM при температурной характеристике X7R, номинальном напряжении 16 В и размерах 2,0 × 1,25 мм шкала номинальных емкостей доходит до 4,7 мкФ, а для выпускаемых НИИ «Гириконд» (Россия) конденсаторов К10-83 при соответствующей группе Н20, том же напряжении и тех же размерах – только до 0,12 мкФ, что в 39 раз меньше;
- отечественные МКК с номинальными емкостями более 100 мкФ не выпускаются;
- отечественные МКК не соответствуют международному стандарту AEC-Q200, который регламентирует квалификационные испытания пассивных электронных компонентов для автомобильной промышленности. Требования этого стандарта по ряду позиций гораздо более жесткие, чем требования к зарубежным «военным» МКК (категория Military);
- у отечественных МКК максимальная рабочая температура составляет в лучшем случае 125 °C, тогда как у ряда зарубежных производителей есть автомобильные МКК с максимальной рабочей температурой 150, а иногда даже 175 и 200 °C.
Относительно широкое применение отечественных МКК в автомобильной электронике в РФ станет возможным только после освоения серийного производства МКК без драгметаллов, а также последующего подтверждения соответствия этих новых компонентов стандарту AEC-Q200. После этого можно будет начать освоение производства МКК с максимальной рабочей температурой 150 °C или выше (если производители автомобильной электроники в РФ подтвердят наличие значительной потребности в высокотемпературных МКК).
В качестве меры государственной поддержки пользу может принести действующее уже сейчас начисление баллов за использование отечественных компонентов при отнесении изделий с их применением к продукции российского происхождения.
Отзывы читателей