Выпуск #8/2024
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ОБРАЗЦОВ ВВСТ. СОВЕЩАНИЕ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Просмотры: 467
DOI: 10.22184/1992-4178.2024.239.8.48.52
Совершенствование механизмов реализации научно-исследовательских работ, направленных на создание передовых образцов ВВСТ
Совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
2 июля 2024 года состоялось совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по вопросам разработки новых видов вооружения, военной и специальной техники с учетом опыта специальной военной операции в части совершенствования законодательства в сфере научно-исследовательской деятельности.
В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, генеральные конструкторы предприятий оборонной отрасли, представители Российской академии наук, Московского авиационного института, федеральных органов исполнительной власти, предприятий ОПК и Фонда перспективных исследований.
Совещание проводил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. Н. Муратов. Он указал на актуальность решения проблемных вопросов организации научно-исследовательской деятельности в целях разработки перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и отметил, что одной из важнейших задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию, стала задача увеличения финансирования исследовательских работ более чем вдвое. К 2030 году оно должно достигнуть 2% ВВП.
С. Н. Муратов подчеркнул, что без качественного научно-технического задела невозможно создание современных образцов ВВСТ мирового уровня. При этом любая научная работа – это прежде всего поиск, а следовательно она не всегда приводит к положительному результату. Существуют примеры того, когда успеха удавалось достичь далеко не с первой попытки, поэтому отрицательный результат НИР не должен приводить к прекращению поиска, а должен учитываться при дальнейшей работе.
Был отмечен положительный эффект от новых механизмов, выработанных Минобороны России, по оперативному финансированию и выполнению НИР и ОКР.
С. Н. Муратов сообщил, что Комитету важно услышать от всех присутствующих мнения и конкретные предложения по совершенствованию механизма организации выполнения, приемки и финансирования НИР и ОКР по созданию научно-технического задела современных образцов ВВСТ на качественно новом уровне.
Результаты анализа текущего состояния, проблемные вопросы и предложения по реализации законодательства, регулирующего научно-исследовательскую деятельность в целях разработки перспективных образцов ВВСТ, были представлены в докладе заместителя
руководителя Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при
Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, директора АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верника. Докладчик ознакомил присутствующих с данными по финансированию исследований и разработок в России, а также в ряде других стран, таких как США, Китай, Германия и др.
Среди наиболее актуальных вопросов с точки зрения совершенствования механизмов организации и выполнения НИР и ОКР в целях создания передовых образцов ВВСТ были отмечены следующие:
Заместитель президента Российской академии наук, член-корреспондент РАН, член Секции «Наука и технологии» Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре В. В. Иванов в своем докладе отметил, что мир вступил в новую глобализационную эпоху – технологическую, основу которой составят фундаментальные научные знания о закономерностях развития природы, человека и общества. В новом мирохозяйственном укладе лидирующие позиции займут страны, обладающие наиболее развитым научно-технологическим комплексом, ориентированным на решение задач повышения качества жизни и обеспечения комплексной безопасности. В основе этого лежат именно фундаментальные научные знания.
Докладчик привел ряд данных по финансированию научных исследований в России и мире, а также поделился некоторыми соображениями по вопросам организации научных исследований и подготовки научных кадров. Также были приведены сведения по реализации Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы).
Отметив, что от создания фундаментального задела до практической реализации проходит достаточно длительное время, В. В. Иванов предложил разработать документ стратегического планирования «Основы политики Российской Федерации в области обеспечения научно-технологического задела обороны и безопасности». Также было предложено провести анализ реформ научно-технологического комплекса страны
в 2004–2022 годах и подготовить предложения по совершенствованию действующего законодательства, в том числе в части формирования научного задела в интересах обеспечения обороны и безопасности; законодательно закрепить за Российской академией наук статус высшей научной организации РФ; создать федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий технологический суверенитет и научно-технологическое развитие Российской Федерации.
Первый заместитель генерального директора – генеральный конструктор АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» В. Н. Ярмолюк, указав на проблему больших временных затрат на разработку тактико-технических заданий (ТТЗ) и подчас низкое качество данных документов, предложил альтернативный механизм, в котором, в частности, выполнение НИР обеспечивается Минпромторгом России без участия Минобороны России, а ТТЗ на ОКР формируется по результатам НИР и утверждается Минобороны России. По мнению докладчика, данное предложение позволит существенно упростить процедуру создания новых образцов ВВСТ.
Заместитель генерального директора АО «Объединенная приборостроительная корпорация» – генеральный конструктор по АСУ и связи ВС РФ Г. И. Элькин начал свой доклад с вопроса цифровых двойников, который, по его мнению, требует разработки ряда нормативных документов, устанавливающих механизмы и порядки их валидации, аккредитации уполномоченных организаций и т. п. Также был озвучен ряд предложений от предприятий, входящих в корпорацию. В частности, было предложено:
Генеральный конструктор по автоматическим космическим системам и комплексам –
заместитель генерального директора АО «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» В. В. Хартов указал на необходимость увеличения группировки космических спутников, передающих информацию как в интересах Минобороны России, так и для гражданских потребителей. Для этой цели было высказано пожелание сформировать программу создания перспективных космических технологий.
Также докладчик обратил внимание присутствующих на ряд проблем, приводящих к усложнению выполнения НИР и ОКР. Среди них – сложный механизм ценообразования продукции, создаваемой по ГОЗ, который в том числе снижает мотивацию предприятий к повышению эффективности труда; требования по госзакупкам в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и подобными, что также увеличивает временные затраты; подход заказчика при приемке работ, который подчас направлен на формальное выполнение требований документации, а не на достижение результата.
В отношении прав на РИД, полученных при выполнении работ за государственный счет, докладчиком было предложено предоставлять право их использования всем предприятиям, производящим продукцию по госзаказу.
Представитель высшего образования, проректор по инновационной деятельности Московского авиационного института Ю. А. Равикович рассказал в своем выступлении о работах, проводимых вузом в интересах предприятий ОПК, и отметил, что потенциально МАИ мог бы взять на себя большее количество работ. При этом докладчик указал на то, что более целесообразно привлекать вуз к выполнению глубоких НИР с выходом на реальный результат, который может быть передан предприятию, чем ОКР, проведение которых
в условиях высшего учебного заведения затруднено.
Директор программы по обычному вооружению ГК «Росатом» А. В. Бахин, согласившись с рядом ранее высказанных предложений, указал на некоторые недостатки организации проведения разработок в области ВВСТ и предложил подойти к их устранению с системных позиций.
А. А. Перегудов, директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, рассказал о подготовленном проекте постановления Правительства РФ, которое упорядочит процедуру проведения инициативных ОКР, в том числе и вопросы о правах на РИД, полученные в ходе исполнения ИР. Данный документ проходит согласование, внести его на утверждение планируется до конца года. Также в докладе была представлена информация по работам, направленным на применение цифровых двойников.
А. А. Перегудов отметил, что порядок распоряжения результатами ОКР и НИР нуждается в упрощении, при этом нужен акт Правительства РФ, который бы регламентировал данный порядок. Кроме того, он поддержал мнение о том, что вопросы включения затрат исполнителей в себестоимость продукции требуют дальнейшего усовершенствования, но не согласился с другим ранее высказанным мнением – о необходимости дополнительного механизма урегулирования вопросов, связанных с отрицательным результатом НИР: по его словам, эти вопросы уже регулируются Гражданским кодексом РФ.
О. А. Гулин, советник генерального директора АО «Технодинамика», сделал акцент
на подготовке кадров.
По его словам, целевые договоры с вузами недостаточно эффективны с точки зрения привлечения молодых специалистов к работе в оборонной промышленности. Кроме того, за последнее время была прекращена подготовка по ряду необходимых ОПК специальностей. Также докладчик уделил внимание вопросам статуса генеральных конструкторов и порядку выполнения оперативных ОКР.
Заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований И. А. Сидоров поделился с присутствующими некоторыми результатами деятельности ФПИ
в сфере поддержки перспективных разработок, обозначил ряд проблем, с которыми сталкивается фонд в своей работе, и рассказал о том, что делается для их решения. В частности, ведутся работы по совершенствованию взаимодействия с Минобороны России, а также рассматривается вопрос снижения бюрократической нагрузки при реализации программ поддержки ФПИ.
Директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной
деятельности Счетной палаты Российской Федерации И. В. Кириллов сообщил участникам совещания о недостатках, выявленных в результате проверок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – большом количестве изменений, вносимых в ТТЗ, многочисленных продлениях сроков и т. п.
Докладчик подчеркнул необходимость создания единой научно-технической среды, которая консолидирует весь научно-технический задел. Было особо отмечено, что для успешной реализации крупных ОКР им должны предшествовать НИР либо другие предварительные работы. При этом следует обязательно учитывать необходимые мощности и систему долгосрочных гарантированных заказов.
Говоря о Фонде перспективных исследований, И. В. Кириллов отметил, что это структура с большими полномочиями, но в ее деятельности необходимо рассмотреть вопрос о снижении уровня бюрократической нагрузки, а работу по дальнейшему внедрению результатов необходимо усиливать.
Также были высказаны комментарии по другим вопросам, поднятым на совещании, в частности по полномочиям генеральных конструкторов и ценообразованию продукции, создаваемой в рамках ГОЗ.
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Е. В. Писарева поделилась своим мнением по теме совещания, в частности отметив необходимость поддержки молодых ученых, а также поддержав необходимость совершенствования Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, исходя из разумных и обоснованных предложений.
Еще одно предложение поступило от члена Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре А. С. Малащенкова, заключающееся в поддержке небольших групп разработчиков и поощрении их взаимодействия с Минобороны России.
Также свое мнение высказал член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. А. Шептий, указав на эффективность площадки Комитета с точки зрения поиска путей решения проблем, с которыми сталкиваются предприятия ОПК.
В рамках мероприятия прозвучали и другие доклады.
Поблагодарив присутствующих за высказанные мнения, а также за проделанную за последнее время работу, направленную на увеличение возможностей российского ОПК, С. Н. Муратов сообщил, что все предложения будут рассмотрены и учтены в итоговом документе совещания. По результатам мероприятия впоследствии были подготовлены рекомендации, переданные на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
Исходный материал и фото предоставлены Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности.
Материал подготовлен Ю. С. Ковалевским
Совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
2 июля 2024 года состоялось совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по вопросам разработки новых видов вооружения, военной и специальной техники с учетом опыта специальной военной операции в части совершенствования законодательства в сфере научно-исследовательской деятельности.
В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, генеральные конструкторы предприятий оборонной отрасли, представители Российской академии наук, Московского авиационного института, федеральных органов исполнительной власти, предприятий ОПК и Фонда перспективных исследований.
Совещание проводил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. Н. Муратов. Он указал на актуальность решения проблемных вопросов организации научно-исследовательской деятельности в целях разработки перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и отметил, что одной из важнейших задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию, стала задача увеличения финансирования исследовательских работ более чем вдвое. К 2030 году оно должно достигнуть 2% ВВП.
С. Н. Муратов подчеркнул, что без качественного научно-технического задела невозможно создание современных образцов ВВСТ мирового уровня. При этом любая научная работа – это прежде всего поиск, а следовательно она не всегда приводит к положительному результату. Существуют примеры того, когда успеха удавалось достичь далеко не с первой попытки, поэтому отрицательный результат НИР не должен приводить к прекращению поиска, а должен учитываться при дальнейшей работе.
Был отмечен положительный эффект от новых механизмов, выработанных Минобороны России, по оперативному финансированию и выполнению НИР и ОКР.
С. Н. Муратов сообщил, что Комитету важно услышать от всех присутствующих мнения и конкретные предложения по совершенствованию механизма организации выполнения, приемки и финансирования НИР и ОКР по созданию научно-технического задела современных образцов ВВСТ на качественно новом уровне.
Результаты анализа текущего состояния, проблемные вопросы и предложения по реализации законодательства, регулирующего научно-исследовательскую деятельность в целях разработки перспективных образцов ВВСТ, были представлены в докладе заместителя
руководителя Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при
Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, директора АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верника. Докладчик ознакомил присутствующих с данными по финансированию исследований и разработок в России, а также в ряде других стран, таких как США, Китай, Германия и др.
Среди наиболее актуальных вопросов с точки зрения совершенствования механизмов организации и выполнения НИР и ОКР в целях создания передовых образцов ВВСТ были отмечены следующие:
- законодательное закрепление права на риск при проведении прикладных исследований и разработок в области национальной обороны с высокой вероятностью недостижения запланированных результатов;
- взаимодействие с государственным заказчиком при возникновении спорных ситуаций, связанных с полученным отрицательным результатом выполненных поисковых НИР;
- обеспечение системной государственной поддержки сферы НИОКР и стабильных источников финансирования для создания новых видов высокотехнологичной продукции как оборонного, так и гражданского назначения;
- совершенствование механизма возмещения затрат, понесенных исполнителем в рамках выполнения инициативных НИР и ОКР;
- обеспечение высокого уровня правовой охраны интеллектуальной собственности.
Заместитель президента Российской академии наук, член-корреспондент РАН, член Секции «Наука и технологии» Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре В. В. Иванов в своем докладе отметил, что мир вступил в новую глобализационную эпоху – технологическую, основу которой составят фундаментальные научные знания о закономерностях развития природы, человека и общества. В новом мирохозяйственном укладе лидирующие позиции займут страны, обладающие наиболее развитым научно-технологическим комплексом, ориентированным на решение задач повышения качества жизни и обеспечения комплексной безопасности. В основе этого лежат именно фундаментальные научные знания.
Докладчик привел ряд данных по финансированию научных исследований в России и мире, а также поделился некоторыми соображениями по вопросам организации научных исследований и подготовки научных кадров. Также были приведены сведения по реализации Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы).
Отметив, что от создания фундаментального задела до практической реализации проходит достаточно длительное время, В. В. Иванов предложил разработать документ стратегического планирования «Основы политики Российской Федерации в области обеспечения научно-технологического задела обороны и безопасности». Также было предложено провести анализ реформ научно-технологического комплекса страны
в 2004–2022 годах и подготовить предложения по совершенствованию действующего законодательства, в том числе в части формирования научного задела в интересах обеспечения обороны и безопасности; законодательно закрепить за Российской академией наук статус высшей научной организации РФ; создать федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий технологический суверенитет и научно-технологическое развитие Российской Федерации.
Первый заместитель генерального директора – генеральный конструктор АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» В. Н. Ярмолюк, указав на проблему больших временных затрат на разработку тактико-технических заданий (ТТЗ) и подчас низкое качество данных документов, предложил альтернативный механизм, в котором, в частности, выполнение НИР обеспечивается Минпромторгом России без участия Минобороны России, а ТТЗ на ОКР формируется по результатам НИР и утверждается Минобороны России. По мнению докладчика, данное предложение позволит существенно упростить процедуру создания новых образцов ВВСТ.
Заместитель генерального директора АО «Объединенная приборостроительная корпорация» – генеральный конструктор по АСУ и связи ВС РФ Г. И. Элькин начал свой доклад с вопроса цифровых двойников, который, по его мнению, требует разработки ряда нормативных документов, устанавливающих механизмы и порядки их валидации, аккредитации уполномоченных организаций и т. п. Также был озвучен ряд предложений от предприятий, входящих в корпорацию. В частности, было предложено:
- урегулировать вопрос компенсации затрат на инициативные работы путем выкупа у предприятий промышленности прав на РИД при запуске изделия в серию;
- возродить практику стимулирования молодых ученых к защите диссертаций;
- усилить меры поддержки вузов для создания совместных с предприятиями лабораторий;
- рассмотреть возможность обеспечения уровня зарплат сотрудников предприятий ОПК, способного конкурировать с уровнем зарплат ИТ-специалистов в коммерческих структурах;
- усовершенствовать Положение о генеральном конструкторе с учетом накопившейся правоприменительной практики.
Генеральный конструктор по автоматическим космическим системам и комплексам –
заместитель генерального директора АО «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» В. В. Хартов указал на необходимость увеличения группировки космических спутников, передающих информацию как в интересах Минобороны России, так и для гражданских потребителей. Для этой цели было высказано пожелание сформировать программу создания перспективных космических технологий.
Также докладчик обратил внимание присутствующих на ряд проблем, приводящих к усложнению выполнения НИР и ОКР. Среди них – сложный механизм ценообразования продукции, создаваемой по ГОЗ, который в том числе снижает мотивацию предприятий к повышению эффективности труда; требования по госзакупкам в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и подобными, что также увеличивает временные затраты; подход заказчика при приемке работ, который подчас направлен на формальное выполнение требований документации, а не на достижение результата.
В отношении прав на РИД, полученных при выполнении работ за государственный счет, докладчиком было предложено предоставлять право их использования всем предприятиям, производящим продукцию по госзаказу.
Представитель высшего образования, проректор по инновационной деятельности Московского авиационного института Ю. А. Равикович рассказал в своем выступлении о работах, проводимых вузом в интересах предприятий ОПК, и отметил, что потенциально МАИ мог бы взять на себя большее количество работ. При этом докладчик указал на то, что более целесообразно привлекать вуз к выполнению глубоких НИР с выходом на реальный результат, который может быть передан предприятию, чем ОКР, проведение которых
в условиях высшего учебного заведения затруднено.
Директор программы по обычному вооружению ГК «Росатом» А. В. Бахин, согласившись с рядом ранее высказанных предложений, указал на некоторые недостатки организации проведения разработок в области ВВСТ и предложил подойти к их устранению с системных позиций.
А. А. Перегудов, директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, рассказал о подготовленном проекте постановления Правительства РФ, которое упорядочит процедуру проведения инициативных ОКР, в том числе и вопросы о правах на РИД, полученные в ходе исполнения ИР. Данный документ проходит согласование, внести его на утверждение планируется до конца года. Также в докладе была представлена информация по работам, направленным на применение цифровых двойников.
А. А. Перегудов отметил, что порядок распоряжения результатами ОКР и НИР нуждается в упрощении, при этом нужен акт Правительства РФ, который бы регламентировал данный порядок. Кроме того, он поддержал мнение о том, что вопросы включения затрат исполнителей в себестоимость продукции требуют дальнейшего усовершенствования, но не согласился с другим ранее высказанным мнением – о необходимости дополнительного механизма урегулирования вопросов, связанных с отрицательным результатом НИР: по его словам, эти вопросы уже регулируются Гражданским кодексом РФ.
О. А. Гулин, советник генерального директора АО «Технодинамика», сделал акцент
на подготовке кадров.
По его словам, целевые договоры с вузами недостаточно эффективны с точки зрения привлечения молодых специалистов к работе в оборонной промышленности. Кроме того, за последнее время была прекращена подготовка по ряду необходимых ОПК специальностей. Также докладчик уделил внимание вопросам статуса генеральных конструкторов и порядку выполнения оперативных ОКР.
Заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований И. А. Сидоров поделился с присутствующими некоторыми результатами деятельности ФПИ
в сфере поддержки перспективных разработок, обозначил ряд проблем, с которыми сталкивается фонд в своей работе, и рассказал о том, что делается для их решения. В частности, ведутся работы по совершенствованию взаимодействия с Минобороны России, а также рассматривается вопрос снижения бюрократической нагрузки при реализации программ поддержки ФПИ.
Директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной
деятельности Счетной палаты Российской Федерации И. В. Кириллов сообщил участникам совещания о недостатках, выявленных в результате проверок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – большом количестве изменений, вносимых в ТТЗ, многочисленных продлениях сроков и т. п.
Докладчик подчеркнул необходимость создания единой научно-технической среды, которая консолидирует весь научно-технический задел. Было особо отмечено, что для успешной реализации крупных ОКР им должны предшествовать НИР либо другие предварительные работы. При этом следует обязательно учитывать необходимые мощности и систему долгосрочных гарантированных заказов.
Говоря о Фонде перспективных исследований, И. В. Кириллов отметил, что это структура с большими полномочиями, но в ее деятельности необходимо рассмотреть вопрос о снижении уровня бюрократической нагрузки, а работу по дальнейшему внедрению результатов необходимо усиливать.
Также были высказаны комментарии по другим вопросам, поднятым на совещании, в частности по полномочиям генеральных конструкторов и ценообразованию продукции, создаваемой в рамках ГОЗ.
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Е. В. Писарева поделилась своим мнением по теме совещания, в частности отметив необходимость поддержки молодых ученых, а также поддержав необходимость совершенствования Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, исходя из разумных и обоснованных предложений.
Еще одно предложение поступило от члена Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре А. С. Малащенкова, заключающееся в поддержке небольших групп разработчиков и поощрении их взаимодействия с Минобороны России.
Также свое мнение высказал член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. А. Шептий, указав на эффективность площадки Комитета с точки зрения поиска путей решения проблем, с которыми сталкиваются предприятия ОПК.
В рамках мероприятия прозвучали и другие доклады.
Поблагодарив присутствующих за высказанные мнения, а также за проделанную за последнее время работу, направленную на увеличение возможностей российского ОПК, С. Н. Муратов сообщил, что все предложения будут рассмотрены и учтены в итоговом документе совещания. По результатам мероприятия впоследствии были подготовлены рекомендации, переданные на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
Исходный материал и фото предоставлены Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности.
Материал подготовлен Ю. С. Ковалевским
Отзывы читателей