Выпуск #5/2012
Л.Бочаров
Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны США (DARPA): анализ деятельности
Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны США (DARPA): анализ деятельности
Просмотры: 6864
Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны США (DARPA), пожалуй, наиболее известная структура американского военного ведомства в области инновационной деятельности. В последние годы в России обсуждаются различные модели инновационного развития, поэтому рассказ о DARPA как о важном, хотя и далеко не единственном, элементе инновационной инфраструктуры США весьма актуален.
DARPA: история, задачи, принципы
Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны (МО) США (Advanced Research Projects Agency – ARPA, далее Управление) было образовано в соответствии с директивой министра обороны США № 5105.15 от 7 февраля 1958 года и законодательно одобрено Конгрессом США 12 февраля 1958 года (закон № 85-325). Создание этого Управления было ответной реакцией США на запуск СССР первого космического спутника. На него были возложены функции планирования, организации и проведения высокотехнологичных, перспективных (в том числе с высокой степенью риска) разработок в интересах ликвидации отставания США в трех технологических областях: космическая техника, противоракетная оборона, средства контроля за испытаниями ядерного оружия. Управление было подчинено заместителю министра обороны США по технологиям и программам приобретения вооружений, военной и специальной техники (USD Acquisition and Technology) и директору по оборонным исследованиям и разработкам (НИОКР) – Director Defense Research and Engineering (DDR&E). В 1959 году практически все разработки в области космической техники были переданы в исследовательские лаборатории видов Вооруженных сил (ВС) США и НАСА. В 1996 году ARPA было переименовано в Defense Advanced Research Projects Agency – DARPA (Public Law 104-106, Title IX, Fiscal Year 1996 Defense Authorization Act 10 February 1996).
К числу научно-технических достижений, полученных за последние 25 лет в ходе выполнения программ Управления (DARPA), традиционно относят [1–9]:
создание технологий снижения заметности Stealth (F-117, B-2, Sea Shadow);
разработку принципов и протоколов информационного обмена в вычислительных сетях (сети Internet, Fast Internet);
создание научно-технических и технологических принципов построения РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР);
разработку макетных образцов для системы освещения обстановки на базе комплекса Joint STAR;
создание неохлаждаемых приборов ночного видения и ИК-систем кругового обзора;
формирование комплекса технологических решений для спутниковой радионавигационной системы GPS (NAVSTAR);
разработку принципов военного применения роботов и создание макетных образцов беспилотных летательных аппаратов, самоходных наземных роботов, необитаемых подводных аппаратов и надводных безэкипажных судов;
отработку новых технологий ракетных двигателей (для крылатых ракет);
разработку технологий загоризонтного радиолокационного обнаружения целей (загоризонтная локация).
До 2009 года результаты деятельности DARPA широко рекламировались в зарубежных и отечественных средствах массовой информации. Экспертные оценки показывают, что до 90% всей информации об исследованиях американского военного ведомства, опубликованной в отечественной открытой печати, приходилось на долю этого Управления. Возможно, что данный факт был обусловлен следующими причинами:
использованием СМИ в интересах сбора данных о мнениях, идеях и технических решениях по различным направлениям уже ведущихся работ, а также формированию круга заинтересованных организаций и ученых;
традиционно повышенным к себе интересом, связанным с распространением огромного количества "фантастических замыслов" (эффект "погони за сенсацией").
Начиная с 2010 года объем открытых публикаций, связанных с работами и достижениями DARPA, кардинально сократился [10–13]. Деятельность этой организации стала носить более закрытый характер. Возможно, что это обстоятельство связано с тем, что в июле 2009 года организацию возглавила Регина Дуган – специалист в области информационной безопасности. Она стала девятнадцатым по счету директором DARPA и первым директором-женщиной. В марте 2012 года Регина Дуган покинула пост директора DARPA и перешла на работу в одно из подразделений компании Google. Надо отметить, что многие американские военные специалисты и эксперты отрицательно оценивают ее деятельность на посту руководителя DARPA.
Основные задачи, возложенные на DARPA:
своевременное выявление новых научных идей и перспективных направлений исследований и разработок в интересах опережающего развития ВС США;
формирование на базе новейших научных достижений перспективных военно-технических концепций вооруженной борьбы (проведение военных операций и ведение боевых действий);
планирование, заказ и управление ходом выполнения программ исследований (фундаментальных и прикладных) и технологических разработок по важнейшим направлениям развития системы вооружения ВС США;
участие в реализации программы "Инновационные исследования организаций малого бизнеса" (Small Business Innovation Research – SBIR) (см. врезку);
содействие расширению научно-технического сотрудничества с университетами, предприятиями оборонно-промышленного комплекса и некоммерческими организациями.
При решении возложенных задач Управление руководствуется следующими принципами:
концентрация ресурсов на высокотехнологических направлениях, потенциально способных обеспечить прорыв в развитии вооружений и военной техники (ВВТ). Этот принцип допускает высокие риски успешности проектов, что связано с неопределенностью в практической реализуемости задач или в достижении требуемой эффективности;
содействие "жесткой" конкуренции на уровне идей, концепций (парадигм) или подходов, ориентированных на долгосрочную перспективу;
сбалансированное взаимодействие между заказывающими организациями МО США, предприятиями оборонного комплекса, государственными научно-исследовательскими учреждениями, университетами и организациями малого бизнеса;
использование адаптивной организационно-штатной структуры ("междисциплинарность" в поиске идей, периодическая ротация ведущих специалистов и руководителей тематик работ, преемственность и цикличность передачи элементов программ между отделами), обеспечивающей быстроту выявления (или смены) приоритетов в направлениях исследований и разработок.
Особенности финансирования
НИОКР МО США
В соответствии с бюджетной классификацией, принятой в США, программы НИОКР МО США (Research, Development, Test and Evaluation Programs – RDT&E) подразделяются на ряд категорий работ (BA – Budget Activity):
BA1 – фундаментальные исследования;
BA2 – прикладные исследования;
BA3 – технологические разработки;
BA4 – разработка прототипов серийных образцов ВВТ (ОКР по созданию прототипов) и их подсистем (Advanced Component Development & Prototypes);
BA5 – испытания ВВТ, ОКР и технологические работы в интересах подготовки к промышленному производству серийного образца (System Development & Demonstration);
BA6 – планирование развития, сопровождение программ НИОКР, общие проблемы совершенствования эксплуатации ВВТ, материально-техническое обеспечение НИОКР, стандартизация и унификация, реализация программ SBIR;
BA7 – модернизация ВВТ, ограниченное производство новых видов ВВТ и опытная эксплуатация.
Общий объем запланированных ассигнований на реализацию программ НИОКР (BA1–ВА7) МО США в 2012 году составляет 72,837 млрд. долл. [14] (рис.1).
Существующая в рамках МО США система заказов НИОКР основывается на заказчиках в отдельных видах ВС (видовые заказчики) и заказывающих управлениях, непосредственно подчиненных заместителю министра обороны по закупкам, технологиям и материально-техническому обеспечению (USD Acquisition, Technology & Logistics). Видовым заказчикам выделяется порядка 70–75% от общего объема средств, расходуемых МО США на реализацию программ НИОКР (рис.2).
В документах военного ведомства США работы, относящиеся к бюджетным категориям BA1, BA2 и BA3, могут объединяться в одну общую категорию "Наука и технологии" (Science and Technology) – это по сути фундаментальные, прикладные исследования и технологические разработки (ФПИ и ТР). Рассмотрим определения этих работ, принятые в МО США.
Фундаментальные (базовые) исследования (Basic Research) – это исследования, направленные на расширение знаний или понимание о фундаментальных аспектах явлений и наблюдаемых фактов и не ориентированные на решение конкретной прикладной научно-технической задачи в области разработок ВВТ. В документе DoD Financial Management Regulation Volume 2B, Chapter 5 (в редакции от июня 2008 г.) дается следующее определение этой категории НИОКР: "К фундаментальным исследованиям (BA1) относятся все виды теоретических и экспериментальных работ, направленные на расширение знаний и их понимание в тех областях естественных и технических наук, которые ориентированы на удовлетворение долгосрочных потребностей в сфере национальной безопасности". ВА1 предусматривает проведение долгосрочных и многообещающих (с высокой степенью значимости ожидаемых результатов) исследований, формирующих основу технологического прогресса в военно-технической сфере. Результаты фундаментальных исследований обеспечивают научную базу для проведения последующих работ в рамках программ прикладных исследований и технологических разработок, а также появление новых или расширение существующих функциональных возможностей вооруженных сил в таких областях, как связь, боевое управление, разведка, обнаружение целей, навигация, наведение оружия и т.п.
Практическая направленность научных проектов этой категории работ предполагает решение задач, предшествующих начальному этапу Программы приобретения (Program Acquisition) военной продукции "Анализ возможных решений" (Materiel Solution Analysis Phase). Надо отметить, что в Министерстве обороны США понятия "приобретение" (acquisition) и "закупка" (procurement) существенно различаются. В рамках Программы приобретения ВВТ осуществляется непосредственная поддержка всех стадий жизненного цикла образца ВВТ – НИОКР по разработке прототипа серийного образца, испытания, НИОКР по разработке промышленного образца, принятие на вооружение, закупка и развертывание, эксплуатация, включая боевое применение, и утилизация.
Прикладные исследования (Applied research) подразумевают систематические исследования, направленные на расширение знаний и представлений, необходимых для определения способа, посредством которого может быть решена научно-практическая задача. Данная категория работ направлена на разработки новых полезных материалов, устройств, систем, методов или процессов их создания. Прикладные исследования могут быть ориентированы на проектирование и разработку опытных образцов ВВТ (или модернизацию существующих), а также на создание новых процессов, соответствующих современным требованиям. Деятельность в рамках этой категории НИОКР позволяет преобразовывать результаты фундаментальных исследований в проблемно-ориентированные решения различных военно-технических задач и определять основное содержание работ по разработке необходимых технологий. Элементы программ прикладных исследований направлены на решение задач, предшествующих начальному этапу Программы приобретения, либо входить в него.
Технологические разработки (Advanced Technology Development) включают проекты (программы) технологических разработок, ориентированные на решение задач, связанных с удовлетворением конкретных военных нужд, сформулированных Комитетом начальников штабов (КНШ). Эта категория НИОКР включает в себя разработки компонентной базы, элементов подсистем и систем, а также создание технологий их интеграции в опытные и/или макетные образцы ВВТ в интересах проведения экспериментальных исследований в лабораторных условиях и/или натурных испытаний. Результаты выполнения таких разработок должны позволить оценить практическую реализуемость и полезность той или иной технологии при создании макетного образца ВВТ, возможность и предельные сроки промышленного освоения технологий для производства серийных образцов ВВТ, а также ориентировочные затраты, связанные с дальнейшей реализацией второго этапа Программы приобретения – "Этап ОКР по созданию прототипа образца военной продукции" (Technology Development Phase).
В 2012 году общий объем государственных расходов США на НИОКР должен составить порядка 139 млрд. долл. Доля МО США в этом объеме – около 52%. В структуре органов исполнительной власти США независимыми агентствами (обособленными структурными подразделениями) – заказчиками НИОКР являются Национальный научный фонд (NSF) с "портфелем заказов" 4% от общего объема государственного финансирования НИОКР, Национальное аэрокосмическое агентство (НАСА) – 6% и Агентство по защите окружающей среды (EPA) – 0,4%.
Ежегодно на проведение фундаментальных, прикладных исследований и разработок направляется 15–17% от общего объема средств, выделяемых военному ведомству США на проведение НИОКР (BA1–BA7). В 2012 году объем финансирования программ ФПИ и ТР должен составить 12,263 млрд долл., что составляет 16,84% от общего объема финансирования военных НИОКР (рис.3).
Программы DARPA финансируются в рамках четырех бюджетных категорий НИОКР. Это категории ФПИ и ТР, а также категория ВА6 – программы планирования развития, сопровождение программ НИОКР, реализация программ SBIR. В 2012 финансовом году объем ассигнований, запланированных для DARPA на реализацию программ НИОКР, составил 2,816 млрд. долл. (в 2011 г. было выделено 2,835 млрд. долл., что составило 3,72% от общего объема средств, расходуемых МО США на проведение НИОКР) (рис.4). Доля расходов на программы ФПИ и ТР в общем объеме работ DARPA в 2012 году составляет 97,4% (2,743 млрд. долл.). Причем расходы на выполнение программ фундаментальных исследований (BA1) в бюджете DARPA составляют 11,7%, и их объемы ежегодно растут (рис.5).
Организационно-штатная структура и основные направления
исследований и разработок
Штатная численность сотрудников DARPA – 240–260 человек, из которых 130–140 – ученые и высококвалифицированные инженеры. Не называется число внештатных сотрудников – экспертов DARPA, работающих в различных академических организациях. Однако можно предположить, что их 1000–1200 человек. Средняя продолжительность выполнения научно-исследовательских работ (программ), проводимых по заказу DARPA, составляет четыре года. Средняя стоимость одной такой программы – 10–40 млн. долл., но в отдельных случаях затраты на реализацию крупной научно-исследовательской программы могут превышать и 100 млн. долл.
В соответствии с последней реорганизацией, проведенной в 2010 году, Управление включает в себя шесть программных отделов, обеспечивающие подразделения и службы (рис.6). Все программные отделы DARPA имеют типовую организационную структуру, включающую управленческий аппарат (два-три человека), группу руководителей программ (от 6 до 20 менеджеров) и специалистов по планированию и программному анализу (один-два сотрудника). Рассмотрим эти отделы и их функции по состоянию на апрель 2012 года.
Отдел оборонных наук (Defense Sciences Office – DSO) занимается формированием новых научных теорий и инновационных проектов в таких критически важных областях науки, как биология, математика, материаловедение и медицина. Основные программные направления работ отдела DSO:
теоретическая физика, измерительные устройства и приборы на новых физических принципах, источники энергии;
обучение (педагогика) и науки об эффективности человеческой деятельности;
защита от биологического оружия (ускоренное лечение в критических случаях, средства защиты и обнаружения);
материаловедение (новейшие материалы и процессы производства, многофункциональные материалы и системы на их основе, материалы, созданные на бионических принципах);
математика (теоретическая математика, прикладная и вычислительная математика);
биология (медико-биологические методы и технологии, реабилитационные средства для военнослужащих, системы и конструкции на бионических принципах).
В подразделении работают 18 руководителей программ, управляющих в 2012 финансовом году выполнением 72 проектов.
Отдел технологий микросистем (Microsystems Technology Office – MTO) обеспечивает развитие технологий электроники, оптики и микро- (нано-) электромеханических систем в интересах их ускоренного внедрения в системы и комплексы ВВТ. Основные программные области работ отдела MTO:
микроэлектромеханические системы (МЭМС);
электроника (нано- и микроэлектронные устройства и их интеграция, технологии производства чипов);
алгоритмы обработки и хранения данных и технологии программного управления, проблемы аппаратно-программной интеграции в микросистемной технике;
архитектурное проектирование, инженерные проблемы аппаратно-программной интеграции и технологии производства изделий микросистемной техники;
фотоника и оптоэлектроника (оптические элементы и устройства для приема и обработки сигналов в ИК- и УФ-диапазонах, интегральные фотоэлектронные приборы).
В отделе 16 руководителей программ в 2012 году управляют 35 проектами.
Отдел инновационного развития информационных технологий (Information Innovation Office – I2O) решает задачи, связанные с разработкой новых информационно-измерительных комплексов (датчики, средства сбора и анализа информации для решения задач разведки, боевого управления, наведения и управления оружием), перспективных вычислительных средств и самообучающихся систем. Кроме того, на это подразделение возложены задачи по оперативному выявлению новых конвергентных тенденций в развитии информационных технологий (основные области технологической конвергенции: высокопроизводительные вычислительные системы, телекоммуникационные сети и "интеллектуальное" программное обеспечение). Основные направления работ отдела:
"осмысление" информации (вычислительные методы и аналитические средства для комплексного анализа угроз национальной безопасности США в различных сферах, технологии своевременного выявления новых "киберопасностей", обработка больших объемов данных в системах разведки, распознавания целей и освещения обстановки, перспективные средства обучения и т.п.);
информационная "поддержка" (новые информационные технологии для обеспечения "жизненного" цикла ВВТ на всех этапах, информационно-телекоммуникационные технологии для системы боевого управления и поддержки принятия решений);
информационное "объединение" (принципы и технологии интеграции информационных ресурсов и вычислительных систем, защита от "киберугроз", методы и средства информационного противоборства в телекоммуникационных сетях).
В 2012 году I2O управляет ходом выполнения 43 проектов при помощи 23 руководителей программ.
Отдел тактических технологий (Tactical Technology Office – TTO) обеспечивает решение задач, связанных с проведением исследований и разработок с высокой степенью риска по следующим приоритетным направлениям развития ВВТ:
разработка перспективных робототехнических систем (беспилотные летательные аппараты, мобильные наземные роботы; необитаемые подводные аппараты и надводные безэкипажные суда) и комплексов на их основе;
формирование технологических предпосылок для разработки нового поколения сухопутной, авиационной и морской техники (автомобильной, бронетанковой техники, самолетов и вертолетов, надводных кораблей и подводных лодок);
разработка систем и технологий для космической техники;
поиск технических и технологических решений для создания новых видов "интеллектуального" высокоточного оружия и эффективного вооружения.
В отделе 15 руководителей программ в 2012 году управляют ходом выполнения 35 проектов.
Отдел стратегических технологий (Strategic Technology Office – STO) решает задачи по организации и проведению исследовательских и демонстрационных проектов, направленных на ускоренное внедрение технологических достижений в средства связи и боевого управления, системы воздушной и космической разведки, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), и системы глобальных телекоммуникаций (киберпространство). Основные программные направления отдела STO:
системы связи, телекоммуникаций и РЭБ;
энергетика и обеспечение автономных оперативных действий (источники энергии, системы преобразования, хранения и распределения энергии);
поиск труднообнаруживаемых целей (малозаметных, замаскированных, подземных, глубоководных);
разработка экономически целесообразных технических систем для эффективного противодействия применению оружия массового уничтожения и оружию на новых физических принципах, защиты кибернетического пространства и обеспечения превосходства во всех диапазонах электромагнитных излучений (разработка технологий для противодействия асимметричных ответов потенциальных противников на военно-техническое превосходство ВС США).
В 2012 году деятельность подразделения STO обеспечивают 19 руководителей программ, управляющие 40 проектами.
Отдел ускоренного внедрения технических достижений (Adaptive Executive Office – АEО) реализует такие основные задачи, как:
организация и координация работ по ускоренному внедрению технологических разработок DARPA (результатов выполнения ФПИ и ТР) в программы по созданию новых или модернизации существующих объектов ВВТ (в программы приобретения);
подготовка и реализация совместно с видами ВС и объединенными командованиями планов и программ опытной эксплуатации и тестирования перспективных разработок DARPA;
своевременное выявление проблем в военно-техническом и технологическом развитии вооруженных сил в интересах инициирования новых программ исследований и разработок DARPA.
В 2012 году шесть руководителей программ отдела управляют тремя проектами.
Особенности деятельности DARPA
Деятельность DARPA направлена на поддержку решения задач, возложенных на помощника министра обороны (ПМО) по НИОКР – (Assistant of Secretary Defense of Research and Engineering) (рис.7). ПМО по НИОКР несет ответственность за подготовку и реализацию программ работ бюджетных категорий НИОКР BA1–BA4 (рис.8). На DARPA возложены задачи, связанные с планированием, организацией заказа и управления ходом выполнения программ исследований и разработок (бюджетные категории работ BA1–BA3) по перспективным направлениям развития ВВТ. Причем эти программы могут носить как межвидовой, так и видовой характер (в интересах одного из видов ВС США).
Основными инициаторами в формировании перспективных направлений работ – "генераторами идей и концепций" – выступают руководители программ. Как правило, руководителей программ, директоров отделов и директора DARPA нанимают по контракту на срок не более 5 лет. На должность руководителя программы DARPA приглашают наиболее инициативных и одаренных американских ученых, имеющих существенный опыт исследовательской работы в военных лабораториях или в научно-исследовательских отделах университетов и федеральных центрах исследований и разработок (FFDRC). "Безболезненная" ротация таких ученых происходит в рамках специальной федеральной межведомственной программы обмена государственными служащими (Intergovernmental Personnel Act (IPA) Mobility Program). Если на работу в Управление привлекают высококлассного специалиста из американской промышленной компании, то для этого используют механизмы, заложенные в программе Highly Qualified Experts (HQE) program.
Рост размера ежегодного бюджета Управления DARPA неразрывно связан с научно-техническими достижениями и технологическими успехами в его деятельности. За последние 25 лет объемы финансирования работ DARPA выросли от весьма скромных (сотни миллионов) до ~3 млрд. долл.
Программы ФПИ и ТР DARPA планируются и координируются при тесном взаимодействии с видовыми заказчиками (армия, ВВС и ВМС) и заказывающими управлениями МО (Управление по снижению опасности – DTRA, Управление программ защиты от химического и биологического оружия – СBDP, Управление ПРО – MDA и др.). Однако при формировании плана и бюджета работ DARPA обладает большей самостоятельностью по сравнению с другими заказчиками.
Проекты фундаментальных исследований, реализуемых по заказам DARPA, служат дополнениями к программам отдельных видов ВС категорий BA1 в таких областях, как физика, математика, биология, электроника, материаловедение. Кроме того, в рамках программ DARPA проводятся фундаментальные исследования по важнейшим направлениям междисциплинарных исследований. Такие направления определяются в Плане фундаментальных исследований Министерства обороны США (например, в [15]). В 2012 году важнейшими направлениями междисциплинарных фундаментальных исследований, проводимых по заказам военного ведомства, являются синтетическая биология, нанонаука и наноинженерия, материалы с заданными свойствами, квантовые системы, моделирование человеческого поведения и когнитивная нейробиология.
Отметим, что DARPA не финансирует проекты прикладных исследований и технологических разработок (категории BA2 и BA3), направленные на инкрементальное развитие уже существующих технологий военного назначения. Также DARPA не финансирует работы, связанные с НИОКР по созданию прототипов серийных образцов ВВТ в рамках Программы приобретения. Проекты технологических разработок DARPA (BA3), в случае их успешного завершения, могут предшествовать развертыванию Программы приобретения соответствующего образца ВВТ (служат "катализатором" в инициировании программы). В подчинении директора DARPA отсутствуют научно-исследовательские лаборатории и испытательные центры, а также органы, управляющие ходом реализации программ приобретения ВВТ (Управления реализации программ приобретения – Program Execute Officies (PEOs)). К выполнению своих исследовательских проектов Управление DARPA может привлекать научно-исследовательские лаборатории отдельных видов Вооруженных сил США (армии, ВМС, ВВС).
Независимые экспертизы и экспериментальные оценки проектов и достижений Управления осуществляет научно-технический и испытательный комплекс Министерства обороны США, включающий 68 организаций, имеющих статус "Лаборатория Министерства обороны" (DoD Laboratory); 9 организаций военного ведомства, имеющих статус "Центр исследований и разработок, финансируемый из федерального бюджета – Federally funded research and development centers (FFRDC)"; 13 исследовательских центров МО США, созданных при университетах и имеющих статус University Affiliated Research Center" (UARC); 10 информационно-аналитических центров МО США (DoD Information Analysis Center – IAC); 24 испытательных центра и полигона (как отдельные виды ВС, так и межвидовые).
По образу и подобию
За последние 10–15 лет многие правительственные учреждения и министерства США предприняли попытки спроецировать модель инновационной деятельности DARPA на решение своих специфических задач. В результате были сформированы такие ведомственные организации, как:
служба перспективных исследовательских проектов отдела национальной разведки США (Intelligence Advanced Research Projects Activity – IARPA). Она является структурным подразделением аппарата директора национальной разведки и непосредственно подчиняется его помощнику – директору по науке и технике. Организационная структура IARPA включает три отдела программ и обеспечивающие подразделения. В открытых документах бюджет этой организации не раскрывается. В рамках Разведывательного сообщества США, помимо IARPA, в качестве "инновационного концентратора" выступает компания (венчурный фонд) I-Q-Tel, главная задача которой – ускоренное внедрение в Разведывательное сообщество передовых информационных технологий;
управление перспективных исследований и разработок Министерства внутренней безопасности США (Homeland Security Advanced Research Projects Agency – HS-ARPA), непосредственно подчиненное заместителю по науке и технологиям. В рамках Министерства внутренней безопасности помимо этого подразделения программы ФПИ и ТР заказывает и директорат по науке и технологии (Science and Technology Directorate). Общий объем ассигнований, выделенный этому ведомству для проведения ФПИ и ТР в 2011 году составил около 100 млн. долл. Следует заметить, что HS-ARPA имеет достаточно сложную и запутанную организационно-штатную структуру;
управление перспективных исследований и разработок Министерства энергетики США (Advanced Research Projects Agency – Energy). Бюджет, ежегодно выделяемый этому подразделению на выполнение программ ФПИ и ТР, составляет порядка 300 млн. долл;
биомедицинское управление перспективных исследований и разработок Министерства здравоохранения и социальных служб США (Biomedical Advanced Research and Development Authority – BARDA). Помимо исследовательских проектов гражданского характера, BARDA участвует в выполнении программы МО США в области защиты от химического и биологического оружия – DoD Chemical and Biological Defense Program;
управление перспективных исследований и разработок в области образования (Advanced Research Projects Agency for Education – ARPA-ED). Подразделение было сформировано в 2011 году в интересах решения задач, определенных в Национальном плане развития технологий образования в США (National Education Technology Plan 2010). ARPA-ED входит в структуру Министерства образования США. Бюджет этой организации в 2012 году составляет порядка 90 млн. долл.
Залог успеха
Уникальность и успешность деятельности DARPA определяется:
местом и функциональным назначением организации в общей системе управления оборонными разработками, приобретениями и материально-техническим обеспечением жизненного цикла ВВТ (Integrated Defense Acquisition, Technology, and Logistics Life Cycle Management System), сформированной в МО США;
наличием высокого уровня "инновационного потенциала" в США (в научно-техническом комплексе военного ведомства, в университетах, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и в организациях малого и среднего бизнеса);
поощрением в рамках МО США конкурентной борьбы между организациями – заказчиками ФПИ и ТР за инновационное лидерство, эффективное расходование бюджетных ассигнований и темпы внедрения новшеств. Например, в последнее время военное ведомство усиливает роль DARPA в системе заказов фундаментальных исследований оборонной направленности. Это связано с расширением работ в рамках междисциплинарных направлений исследований (High Interest Basic Science Areas), где традиционно DARPA занимает лидирующие позиции.
DARPA обладает гибкой организационно-штатной структурой, направленной на эффективную реализацию комплексных (междисциплинарных и межвидовых) программ работ. Такая структура обеспечивает быстрое выявление или смену приоритетов в направлениях развития системы вооружения ВС США.
В заключение отметим, что далеко не все проекты DARPA заканчивались успешно. К числу одной из самых крупных неудач DARPA за последние годы можно отнести прекращение работ по программе армии США "Боевые системы будущего" (Future Combat Systems), главным инициатором и координатором которой она являлась (рис.9). По всей видимости, в дальнейшем военное руководство США будет более скептически относится к реализации крайне амбициозных и высоко затратных проектов, предлагаемых DARPA.
Литература
Strategic Plan 2003, Defense Advanced Research Projects Agency, February 2003.
Bridging The Gap, Powered by Ideas (Strategic Plan 2005), Defense Advanced Research Projects Agency, February 2005.
Strategic Plan 2007, Defense Advanced Research Projects Agency, February 2007.
Strategic Plan 2009, Defense Advanced Research Projects Agency, May 2009.
DARPA: структура и ключевые программы. –
ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ, 2001, №4, с.70–71.
Харитонов В. "Что нужно DARPA?". Будущие военные технологии. – www.chaskor.ru/p.php?id=1336
Исследовательский проект DARPA. –
http://government.fizteh.ru/darpa/
Суетин Н. Сам по себе ученый мало что может. –
http://government.fizteh.ru/darpa/darpa-articles/a_4u5kmb.html
Какой аналог DARPA нам нужен. – Периодический бюллетень Института общественного проектирования, 15.11.2011, №3.
www.darpa.mil
http://www.facebook.com/DARPA
http://twitter.com/darpa_news
http://www.youtube.com/DARPAtv
Research, Development, Test & Evaluation Programs (R-1). – Department of Defense Budget Fiscal Year 2013, Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller), February 2012.
Basic Research Plan, Department of Defense, Director, Defense Research and Engineering, February 2003.
Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны (МО) США (Advanced Research Projects Agency – ARPA, далее Управление) было образовано в соответствии с директивой министра обороны США № 5105.15 от 7 февраля 1958 года и законодательно одобрено Конгрессом США 12 февраля 1958 года (закон № 85-325). Создание этого Управления было ответной реакцией США на запуск СССР первого космического спутника. На него были возложены функции планирования, организации и проведения высокотехнологичных, перспективных (в том числе с высокой степенью риска) разработок в интересах ликвидации отставания США в трех технологических областях: космическая техника, противоракетная оборона, средства контроля за испытаниями ядерного оружия. Управление было подчинено заместителю министра обороны США по технологиям и программам приобретения вооружений, военной и специальной техники (USD Acquisition and Technology) и директору по оборонным исследованиям и разработкам (НИОКР) – Director Defense Research and Engineering (DDR&E). В 1959 году практически все разработки в области космической техники были переданы в исследовательские лаборатории видов Вооруженных сил (ВС) США и НАСА. В 1996 году ARPA было переименовано в Defense Advanced Research Projects Agency – DARPA (Public Law 104-106, Title IX, Fiscal Year 1996 Defense Authorization Act 10 February 1996).
К числу научно-технических достижений, полученных за последние 25 лет в ходе выполнения программ Управления (DARPA), традиционно относят [1–9]:
создание технологий снижения заметности Stealth (F-117, B-2, Sea Shadow);
разработку принципов и протоколов информационного обмена в вычислительных сетях (сети Internet, Fast Internet);
создание научно-технических и технологических принципов построения РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР);
разработку макетных образцов для системы освещения обстановки на базе комплекса Joint STAR;
создание неохлаждаемых приборов ночного видения и ИК-систем кругового обзора;
формирование комплекса технологических решений для спутниковой радионавигационной системы GPS (NAVSTAR);
разработку принципов военного применения роботов и создание макетных образцов беспилотных летательных аппаратов, самоходных наземных роботов, необитаемых подводных аппаратов и надводных безэкипажных судов;
отработку новых технологий ракетных двигателей (для крылатых ракет);
разработку технологий загоризонтного радиолокационного обнаружения целей (загоризонтная локация).
До 2009 года результаты деятельности DARPA широко рекламировались в зарубежных и отечественных средствах массовой информации. Экспертные оценки показывают, что до 90% всей информации об исследованиях американского военного ведомства, опубликованной в отечественной открытой печати, приходилось на долю этого Управления. Возможно, что данный факт был обусловлен следующими причинами:
использованием СМИ в интересах сбора данных о мнениях, идеях и технических решениях по различным направлениям уже ведущихся работ, а также формированию круга заинтересованных организаций и ученых;
традиционно повышенным к себе интересом, связанным с распространением огромного количества "фантастических замыслов" (эффект "погони за сенсацией").
Начиная с 2010 года объем открытых публикаций, связанных с работами и достижениями DARPA, кардинально сократился [10–13]. Деятельность этой организации стала носить более закрытый характер. Возможно, что это обстоятельство связано с тем, что в июле 2009 года организацию возглавила Регина Дуган – специалист в области информационной безопасности. Она стала девятнадцатым по счету директором DARPA и первым директором-женщиной. В марте 2012 года Регина Дуган покинула пост директора DARPA и перешла на работу в одно из подразделений компании Google. Надо отметить, что многие американские военные специалисты и эксперты отрицательно оценивают ее деятельность на посту руководителя DARPA.
Основные задачи, возложенные на DARPA:
своевременное выявление новых научных идей и перспективных направлений исследований и разработок в интересах опережающего развития ВС США;
формирование на базе новейших научных достижений перспективных военно-технических концепций вооруженной борьбы (проведение военных операций и ведение боевых действий);
планирование, заказ и управление ходом выполнения программ исследований (фундаментальных и прикладных) и технологических разработок по важнейшим направлениям развития системы вооружения ВС США;
участие в реализации программы "Инновационные исследования организаций малого бизнеса" (Small Business Innovation Research – SBIR) (см. врезку);
содействие расширению научно-технического сотрудничества с университетами, предприятиями оборонно-промышленного комплекса и некоммерческими организациями.
При решении возложенных задач Управление руководствуется следующими принципами:
концентрация ресурсов на высокотехнологических направлениях, потенциально способных обеспечить прорыв в развитии вооружений и военной техники (ВВТ). Этот принцип допускает высокие риски успешности проектов, что связано с неопределенностью в практической реализуемости задач или в достижении требуемой эффективности;
содействие "жесткой" конкуренции на уровне идей, концепций (парадигм) или подходов, ориентированных на долгосрочную перспективу;
сбалансированное взаимодействие между заказывающими организациями МО США, предприятиями оборонного комплекса, государственными научно-исследовательскими учреждениями, университетами и организациями малого бизнеса;
использование адаптивной организационно-штатной структуры ("междисциплинарность" в поиске идей, периодическая ротация ведущих специалистов и руководителей тематик работ, преемственность и цикличность передачи элементов программ между отделами), обеспечивающей быстроту выявления (или смены) приоритетов в направлениях исследований и разработок.
Особенности финансирования
НИОКР МО США
В соответствии с бюджетной классификацией, принятой в США, программы НИОКР МО США (Research, Development, Test and Evaluation Programs – RDT&E) подразделяются на ряд категорий работ (BA – Budget Activity):
BA1 – фундаментальные исследования;
BA2 – прикладные исследования;
BA3 – технологические разработки;
BA4 – разработка прототипов серийных образцов ВВТ (ОКР по созданию прототипов) и их подсистем (Advanced Component Development & Prototypes);
BA5 – испытания ВВТ, ОКР и технологические работы в интересах подготовки к промышленному производству серийного образца (System Development & Demonstration);
BA6 – планирование развития, сопровождение программ НИОКР, общие проблемы совершенствования эксплуатации ВВТ, материально-техническое обеспечение НИОКР, стандартизация и унификация, реализация программ SBIR;
BA7 – модернизация ВВТ, ограниченное производство новых видов ВВТ и опытная эксплуатация.
Общий объем запланированных ассигнований на реализацию программ НИОКР (BA1–ВА7) МО США в 2012 году составляет 72,837 млрд. долл. [14] (рис.1).
Существующая в рамках МО США система заказов НИОКР основывается на заказчиках в отдельных видах ВС (видовые заказчики) и заказывающих управлениях, непосредственно подчиненных заместителю министра обороны по закупкам, технологиям и материально-техническому обеспечению (USD Acquisition, Technology & Logistics). Видовым заказчикам выделяется порядка 70–75% от общего объема средств, расходуемых МО США на реализацию программ НИОКР (рис.2).
В документах военного ведомства США работы, относящиеся к бюджетным категориям BA1, BA2 и BA3, могут объединяться в одну общую категорию "Наука и технологии" (Science and Technology) – это по сути фундаментальные, прикладные исследования и технологические разработки (ФПИ и ТР). Рассмотрим определения этих работ, принятые в МО США.
Фундаментальные (базовые) исследования (Basic Research) – это исследования, направленные на расширение знаний или понимание о фундаментальных аспектах явлений и наблюдаемых фактов и не ориентированные на решение конкретной прикладной научно-технической задачи в области разработок ВВТ. В документе DoD Financial Management Regulation Volume 2B, Chapter 5 (в редакции от июня 2008 г.) дается следующее определение этой категории НИОКР: "К фундаментальным исследованиям (BA1) относятся все виды теоретических и экспериментальных работ, направленные на расширение знаний и их понимание в тех областях естественных и технических наук, которые ориентированы на удовлетворение долгосрочных потребностей в сфере национальной безопасности". ВА1 предусматривает проведение долгосрочных и многообещающих (с высокой степенью значимости ожидаемых результатов) исследований, формирующих основу технологического прогресса в военно-технической сфере. Результаты фундаментальных исследований обеспечивают научную базу для проведения последующих работ в рамках программ прикладных исследований и технологических разработок, а также появление новых или расширение существующих функциональных возможностей вооруженных сил в таких областях, как связь, боевое управление, разведка, обнаружение целей, навигация, наведение оружия и т.п.
Практическая направленность научных проектов этой категории работ предполагает решение задач, предшествующих начальному этапу Программы приобретения (Program Acquisition) военной продукции "Анализ возможных решений" (Materiel Solution Analysis Phase). Надо отметить, что в Министерстве обороны США понятия "приобретение" (acquisition) и "закупка" (procurement) существенно различаются. В рамках Программы приобретения ВВТ осуществляется непосредственная поддержка всех стадий жизненного цикла образца ВВТ – НИОКР по разработке прототипа серийного образца, испытания, НИОКР по разработке промышленного образца, принятие на вооружение, закупка и развертывание, эксплуатация, включая боевое применение, и утилизация.
Прикладные исследования (Applied research) подразумевают систематические исследования, направленные на расширение знаний и представлений, необходимых для определения способа, посредством которого может быть решена научно-практическая задача. Данная категория работ направлена на разработки новых полезных материалов, устройств, систем, методов или процессов их создания. Прикладные исследования могут быть ориентированы на проектирование и разработку опытных образцов ВВТ (или модернизацию существующих), а также на создание новых процессов, соответствующих современным требованиям. Деятельность в рамках этой категории НИОКР позволяет преобразовывать результаты фундаментальных исследований в проблемно-ориентированные решения различных военно-технических задач и определять основное содержание работ по разработке необходимых технологий. Элементы программ прикладных исследований направлены на решение задач, предшествующих начальному этапу Программы приобретения, либо входить в него.
Технологические разработки (Advanced Technology Development) включают проекты (программы) технологических разработок, ориентированные на решение задач, связанных с удовлетворением конкретных военных нужд, сформулированных Комитетом начальников штабов (КНШ). Эта категория НИОКР включает в себя разработки компонентной базы, элементов подсистем и систем, а также создание технологий их интеграции в опытные и/или макетные образцы ВВТ в интересах проведения экспериментальных исследований в лабораторных условиях и/или натурных испытаний. Результаты выполнения таких разработок должны позволить оценить практическую реализуемость и полезность той или иной технологии при создании макетного образца ВВТ, возможность и предельные сроки промышленного освоения технологий для производства серийных образцов ВВТ, а также ориентировочные затраты, связанные с дальнейшей реализацией второго этапа Программы приобретения – "Этап ОКР по созданию прототипа образца военной продукции" (Technology Development Phase).
В 2012 году общий объем государственных расходов США на НИОКР должен составить порядка 139 млрд. долл. Доля МО США в этом объеме – около 52%. В структуре органов исполнительной власти США независимыми агентствами (обособленными структурными подразделениями) – заказчиками НИОКР являются Национальный научный фонд (NSF) с "портфелем заказов" 4% от общего объема государственного финансирования НИОКР, Национальное аэрокосмическое агентство (НАСА) – 6% и Агентство по защите окружающей среды (EPA) – 0,4%.
Ежегодно на проведение фундаментальных, прикладных исследований и разработок направляется 15–17% от общего объема средств, выделяемых военному ведомству США на проведение НИОКР (BA1–BA7). В 2012 году объем финансирования программ ФПИ и ТР должен составить 12,263 млрд долл., что составляет 16,84% от общего объема финансирования военных НИОКР (рис.3).
Программы DARPA финансируются в рамках четырех бюджетных категорий НИОКР. Это категории ФПИ и ТР, а также категория ВА6 – программы планирования развития, сопровождение программ НИОКР, реализация программ SBIR. В 2012 финансовом году объем ассигнований, запланированных для DARPA на реализацию программ НИОКР, составил 2,816 млрд. долл. (в 2011 г. было выделено 2,835 млрд. долл., что составило 3,72% от общего объема средств, расходуемых МО США на проведение НИОКР) (рис.4). Доля расходов на программы ФПИ и ТР в общем объеме работ DARPA в 2012 году составляет 97,4% (2,743 млрд. долл.). Причем расходы на выполнение программ фундаментальных исследований (BA1) в бюджете DARPA составляют 11,7%, и их объемы ежегодно растут (рис.5).
Организационно-штатная структура и основные направления
исследований и разработок
Штатная численность сотрудников DARPA – 240–260 человек, из которых 130–140 – ученые и высококвалифицированные инженеры. Не называется число внештатных сотрудников – экспертов DARPA, работающих в различных академических организациях. Однако можно предположить, что их 1000–1200 человек. Средняя продолжительность выполнения научно-исследовательских работ (программ), проводимых по заказу DARPA, составляет четыре года. Средняя стоимость одной такой программы – 10–40 млн. долл., но в отдельных случаях затраты на реализацию крупной научно-исследовательской программы могут превышать и 100 млн. долл.
В соответствии с последней реорганизацией, проведенной в 2010 году, Управление включает в себя шесть программных отделов, обеспечивающие подразделения и службы (рис.6). Все программные отделы DARPA имеют типовую организационную структуру, включающую управленческий аппарат (два-три человека), группу руководителей программ (от 6 до 20 менеджеров) и специалистов по планированию и программному анализу (один-два сотрудника). Рассмотрим эти отделы и их функции по состоянию на апрель 2012 года.
Отдел оборонных наук (Defense Sciences Office – DSO) занимается формированием новых научных теорий и инновационных проектов в таких критически важных областях науки, как биология, математика, материаловедение и медицина. Основные программные направления работ отдела DSO:
теоретическая физика, измерительные устройства и приборы на новых физических принципах, источники энергии;
обучение (педагогика) и науки об эффективности человеческой деятельности;
защита от биологического оружия (ускоренное лечение в критических случаях, средства защиты и обнаружения);
материаловедение (новейшие материалы и процессы производства, многофункциональные материалы и системы на их основе, материалы, созданные на бионических принципах);
математика (теоретическая математика, прикладная и вычислительная математика);
биология (медико-биологические методы и технологии, реабилитационные средства для военнослужащих, системы и конструкции на бионических принципах).
В подразделении работают 18 руководителей программ, управляющих в 2012 финансовом году выполнением 72 проектов.
Отдел технологий микросистем (Microsystems Technology Office – MTO) обеспечивает развитие технологий электроники, оптики и микро- (нано-) электромеханических систем в интересах их ускоренного внедрения в системы и комплексы ВВТ. Основные программные области работ отдела MTO:
микроэлектромеханические системы (МЭМС);
электроника (нано- и микроэлектронные устройства и их интеграция, технологии производства чипов);
алгоритмы обработки и хранения данных и технологии программного управления, проблемы аппаратно-программной интеграции в микросистемной технике;
архитектурное проектирование, инженерные проблемы аппаратно-программной интеграции и технологии производства изделий микросистемной техники;
фотоника и оптоэлектроника (оптические элементы и устройства для приема и обработки сигналов в ИК- и УФ-диапазонах, интегральные фотоэлектронные приборы).
В отделе 16 руководителей программ в 2012 году управляют 35 проектами.
Отдел инновационного развития информационных технологий (Information Innovation Office – I2O) решает задачи, связанные с разработкой новых информационно-измерительных комплексов (датчики, средства сбора и анализа информации для решения задач разведки, боевого управления, наведения и управления оружием), перспективных вычислительных средств и самообучающихся систем. Кроме того, на это подразделение возложены задачи по оперативному выявлению новых конвергентных тенденций в развитии информационных технологий (основные области технологической конвергенции: высокопроизводительные вычислительные системы, телекоммуникационные сети и "интеллектуальное" программное обеспечение). Основные направления работ отдела:
"осмысление" информации (вычислительные методы и аналитические средства для комплексного анализа угроз национальной безопасности США в различных сферах, технологии своевременного выявления новых "киберопасностей", обработка больших объемов данных в системах разведки, распознавания целей и освещения обстановки, перспективные средства обучения и т.п.);
информационная "поддержка" (новые информационные технологии для обеспечения "жизненного" цикла ВВТ на всех этапах, информационно-телекоммуникационные технологии для системы боевого управления и поддержки принятия решений);
информационное "объединение" (принципы и технологии интеграции информационных ресурсов и вычислительных систем, защита от "киберугроз", методы и средства информационного противоборства в телекоммуникационных сетях).
В 2012 году I2O управляет ходом выполнения 43 проектов при помощи 23 руководителей программ.
Отдел тактических технологий (Tactical Technology Office – TTO) обеспечивает решение задач, связанных с проведением исследований и разработок с высокой степенью риска по следующим приоритетным направлениям развития ВВТ:
разработка перспективных робототехнических систем (беспилотные летательные аппараты, мобильные наземные роботы; необитаемые подводные аппараты и надводные безэкипажные суда) и комплексов на их основе;
формирование технологических предпосылок для разработки нового поколения сухопутной, авиационной и морской техники (автомобильной, бронетанковой техники, самолетов и вертолетов, надводных кораблей и подводных лодок);
разработка систем и технологий для космической техники;
поиск технических и технологических решений для создания новых видов "интеллектуального" высокоточного оружия и эффективного вооружения.
В отделе 15 руководителей программ в 2012 году управляют ходом выполнения 35 проектов.
Отдел стратегических технологий (Strategic Technology Office – STO) решает задачи по организации и проведению исследовательских и демонстрационных проектов, направленных на ускоренное внедрение технологических достижений в средства связи и боевого управления, системы воздушной и космической разведки, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), и системы глобальных телекоммуникаций (киберпространство). Основные программные направления отдела STO:
системы связи, телекоммуникаций и РЭБ;
энергетика и обеспечение автономных оперативных действий (источники энергии, системы преобразования, хранения и распределения энергии);
поиск труднообнаруживаемых целей (малозаметных, замаскированных, подземных, глубоководных);
разработка экономически целесообразных технических систем для эффективного противодействия применению оружия массового уничтожения и оружию на новых физических принципах, защиты кибернетического пространства и обеспечения превосходства во всех диапазонах электромагнитных излучений (разработка технологий для противодействия асимметричных ответов потенциальных противников на военно-техническое превосходство ВС США).
В 2012 году деятельность подразделения STO обеспечивают 19 руководителей программ, управляющие 40 проектами.
Отдел ускоренного внедрения технических достижений (Adaptive Executive Office – АEО) реализует такие основные задачи, как:
организация и координация работ по ускоренному внедрению технологических разработок DARPA (результатов выполнения ФПИ и ТР) в программы по созданию новых или модернизации существующих объектов ВВТ (в программы приобретения);
подготовка и реализация совместно с видами ВС и объединенными командованиями планов и программ опытной эксплуатации и тестирования перспективных разработок DARPA;
своевременное выявление проблем в военно-техническом и технологическом развитии вооруженных сил в интересах инициирования новых программ исследований и разработок DARPA.
В 2012 году шесть руководителей программ отдела управляют тремя проектами.
Особенности деятельности DARPA
Деятельность DARPA направлена на поддержку решения задач, возложенных на помощника министра обороны (ПМО) по НИОКР – (Assistant of Secretary Defense of Research and Engineering) (рис.7). ПМО по НИОКР несет ответственность за подготовку и реализацию программ работ бюджетных категорий НИОКР BA1–BA4 (рис.8). На DARPA возложены задачи, связанные с планированием, организацией заказа и управления ходом выполнения программ исследований и разработок (бюджетные категории работ BA1–BA3) по перспективным направлениям развития ВВТ. Причем эти программы могут носить как межвидовой, так и видовой характер (в интересах одного из видов ВС США).
Основными инициаторами в формировании перспективных направлений работ – "генераторами идей и концепций" – выступают руководители программ. Как правило, руководителей программ, директоров отделов и директора DARPA нанимают по контракту на срок не более 5 лет. На должность руководителя программы DARPA приглашают наиболее инициативных и одаренных американских ученых, имеющих существенный опыт исследовательской работы в военных лабораториях или в научно-исследовательских отделах университетов и федеральных центрах исследований и разработок (FFDRC). "Безболезненная" ротация таких ученых происходит в рамках специальной федеральной межведомственной программы обмена государственными служащими (Intergovernmental Personnel Act (IPA) Mobility Program). Если на работу в Управление привлекают высококлассного специалиста из американской промышленной компании, то для этого используют механизмы, заложенные в программе Highly Qualified Experts (HQE) program.
Рост размера ежегодного бюджета Управления DARPA неразрывно связан с научно-техническими достижениями и технологическими успехами в его деятельности. За последние 25 лет объемы финансирования работ DARPA выросли от весьма скромных (сотни миллионов) до ~3 млрд. долл.
Программы ФПИ и ТР DARPA планируются и координируются при тесном взаимодействии с видовыми заказчиками (армия, ВВС и ВМС) и заказывающими управлениями МО (Управление по снижению опасности – DTRA, Управление программ защиты от химического и биологического оружия – СBDP, Управление ПРО – MDA и др.). Однако при формировании плана и бюджета работ DARPA обладает большей самостоятельностью по сравнению с другими заказчиками.
Проекты фундаментальных исследований, реализуемых по заказам DARPA, служат дополнениями к программам отдельных видов ВС категорий BA1 в таких областях, как физика, математика, биология, электроника, материаловедение. Кроме того, в рамках программ DARPA проводятся фундаментальные исследования по важнейшим направлениям междисциплинарных исследований. Такие направления определяются в Плане фундаментальных исследований Министерства обороны США (например, в [15]). В 2012 году важнейшими направлениями междисциплинарных фундаментальных исследований, проводимых по заказам военного ведомства, являются синтетическая биология, нанонаука и наноинженерия, материалы с заданными свойствами, квантовые системы, моделирование человеческого поведения и когнитивная нейробиология.
Отметим, что DARPA не финансирует проекты прикладных исследований и технологических разработок (категории BA2 и BA3), направленные на инкрементальное развитие уже существующих технологий военного назначения. Также DARPA не финансирует работы, связанные с НИОКР по созданию прототипов серийных образцов ВВТ в рамках Программы приобретения. Проекты технологических разработок DARPA (BA3), в случае их успешного завершения, могут предшествовать развертыванию Программы приобретения соответствующего образца ВВТ (служат "катализатором" в инициировании программы). В подчинении директора DARPA отсутствуют научно-исследовательские лаборатории и испытательные центры, а также органы, управляющие ходом реализации программ приобретения ВВТ (Управления реализации программ приобретения – Program Execute Officies (PEOs)). К выполнению своих исследовательских проектов Управление DARPA может привлекать научно-исследовательские лаборатории отдельных видов Вооруженных сил США (армии, ВМС, ВВС).
Независимые экспертизы и экспериментальные оценки проектов и достижений Управления осуществляет научно-технический и испытательный комплекс Министерства обороны США, включающий 68 организаций, имеющих статус "Лаборатория Министерства обороны" (DoD Laboratory); 9 организаций военного ведомства, имеющих статус "Центр исследований и разработок, финансируемый из федерального бюджета – Federally funded research and development centers (FFRDC)"; 13 исследовательских центров МО США, созданных при университетах и имеющих статус University Affiliated Research Center" (UARC); 10 информационно-аналитических центров МО США (DoD Information Analysis Center – IAC); 24 испытательных центра и полигона (как отдельные виды ВС, так и межвидовые).
По образу и подобию
За последние 10–15 лет многие правительственные учреждения и министерства США предприняли попытки спроецировать модель инновационной деятельности DARPA на решение своих специфических задач. В результате были сформированы такие ведомственные организации, как:
служба перспективных исследовательских проектов отдела национальной разведки США (Intelligence Advanced Research Projects Activity – IARPA). Она является структурным подразделением аппарата директора национальной разведки и непосредственно подчиняется его помощнику – директору по науке и технике. Организационная структура IARPA включает три отдела программ и обеспечивающие подразделения. В открытых документах бюджет этой организации не раскрывается. В рамках Разведывательного сообщества США, помимо IARPA, в качестве "инновационного концентратора" выступает компания (венчурный фонд) I-Q-Tel, главная задача которой – ускоренное внедрение в Разведывательное сообщество передовых информационных технологий;
управление перспективных исследований и разработок Министерства внутренней безопасности США (Homeland Security Advanced Research Projects Agency – HS-ARPA), непосредственно подчиненное заместителю по науке и технологиям. В рамках Министерства внутренней безопасности помимо этого подразделения программы ФПИ и ТР заказывает и директорат по науке и технологии (Science and Technology Directorate). Общий объем ассигнований, выделенный этому ведомству для проведения ФПИ и ТР в 2011 году составил около 100 млн. долл. Следует заметить, что HS-ARPA имеет достаточно сложную и запутанную организационно-штатную структуру;
управление перспективных исследований и разработок Министерства энергетики США (Advanced Research Projects Agency – Energy). Бюджет, ежегодно выделяемый этому подразделению на выполнение программ ФПИ и ТР, составляет порядка 300 млн. долл;
биомедицинское управление перспективных исследований и разработок Министерства здравоохранения и социальных служб США (Biomedical Advanced Research and Development Authority – BARDA). Помимо исследовательских проектов гражданского характера, BARDA участвует в выполнении программы МО США в области защиты от химического и биологического оружия – DoD Chemical and Biological Defense Program;
управление перспективных исследований и разработок в области образования (Advanced Research Projects Agency for Education – ARPA-ED). Подразделение было сформировано в 2011 году в интересах решения задач, определенных в Национальном плане развития технологий образования в США (National Education Technology Plan 2010). ARPA-ED входит в структуру Министерства образования США. Бюджет этой организации в 2012 году составляет порядка 90 млн. долл.
Залог успеха
Уникальность и успешность деятельности DARPA определяется:
местом и функциональным назначением организации в общей системе управления оборонными разработками, приобретениями и материально-техническим обеспечением жизненного цикла ВВТ (Integrated Defense Acquisition, Technology, and Logistics Life Cycle Management System), сформированной в МО США;
наличием высокого уровня "инновационного потенциала" в США (в научно-техническом комплексе военного ведомства, в университетах, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и в организациях малого и среднего бизнеса);
поощрением в рамках МО США конкурентной борьбы между организациями – заказчиками ФПИ и ТР за инновационное лидерство, эффективное расходование бюджетных ассигнований и темпы внедрения новшеств. Например, в последнее время военное ведомство усиливает роль DARPA в системе заказов фундаментальных исследований оборонной направленности. Это связано с расширением работ в рамках междисциплинарных направлений исследований (High Interest Basic Science Areas), где традиционно DARPA занимает лидирующие позиции.
DARPA обладает гибкой организационно-штатной структурой, направленной на эффективную реализацию комплексных (междисциплинарных и межвидовых) программ работ. Такая структура обеспечивает быстрое выявление или смену приоритетов в направлениях развития системы вооружения ВС США.
В заключение отметим, что далеко не все проекты DARPA заканчивались успешно. К числу одной из самых крупных неудач DARPA за последние годы можно отнести прекращение работ по программе армии США "Боевые системы будущего" (Future Combat Systems), главным инициатором и координатором которой она являлась (рис.9). По всей видимости, в дальнейшем военное руководство США будет более скептически относится к реализации крайне амбициозных и высоко затратных проектов, предлагаемых DARPA.
Литература
Strategic Plan 2003, Defense Advanced Research Projects Agency, February 2003.
Bridging The Gap, Powered by Ideas (Strategic Plan 2005), Defense Advanced Research Projects Agency, February 2005.
Strategic Plan 2007, Defense Advanced Research Projects Agency, February 2007.
Strategic Plan 2009, Defense Advanced Research Projects Agency, May 2009.
DARPA: структура и ключевые программы. –
ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ, 2001, №4, с.70–71.
Харитонов В. "Что нужно DARPA?". Будущие военные технологии. – www.chaskor.ru/p.php?id=1336
Исследовательский проект DARPA. –
http://government.fizteh.ru/darpa/
Суетин Н. Сам по себе ученый мало что может. –
http://government.fizteh.ru/darpa/darpa-articles/a_4u5kmb.html
Какой аналог DARPA нам нужен. – Периодический бюллетень Института общественного проектирования, 15.11.2011, №3.
www.darpa.mil
http://www.facebook.com/DARPA
http://twitter.com/darpa_news
http://www.youtube.com/DARPAtv
Research, Development, Test & Evaluation Programs (R-1). – Department of Defense Budget Fiscal Year 2013, Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller), February 2012.
Basic Research Plan, Department of Defense, Director, Defense Research and Engineering, February 2003.
Отзывы читателей