Львиная доля электронных компонентов на рынках Европы и Америки распространяется способом франчайзинга. Но наличие неликвидных излишков (excess inventory) на складах конечных потребителей и дистрибьюторов, а также нежелание некоторых производителей сбывать свою продукцию методом франчайзинга, приводит к процветанию независимых поставщиков компонентов, которые почти не стеснены производственными рамками и не имеют ограничений на продажу конкурентных товаров. Кроме того, независимые дистрибьюторы в меньшей степени ограничены графиками производства и часто способны предложить не только конкурентную цену, но и малые сроки поставок. Именно из соображений срочности, по свидетельству газеты Electronic Business News (EBN), исходили в 2002 году 79% покупателей электронных компонентов, прибегая при выборе поставщика к услугам независимых дистрибьюторов, при этом цена играла для них второстепенную роль.
Львиная доля электронных компонентов на рынках Европы и Америки распространяется способом франчайзинга. Но наличие неликвидных излишков (excess inventory) на складах конечных потребителей и дистрибьюторов, а также нежелание некоторых производителей сбывать свою продукцию методом франчайзинга, приводит к процветанию независимых поставщиков компонентов, которые почти не стеснены производственными рамками и не имеют ограничений на продажу конкурентных товаров. Кроме того, независимые дистрибьюторы в меньшей степени ограничены графиками производства и часто способны предложить не только конкурентную цену, но и малые сроки поставок. Именно из соображений срочности, по свидетельству газеты Electronic Business News (EBN), исходили в 2002 году 79% покупателей электронных компонентов, прибегая при выборе поставщика к услугам независимых дистрибьюторов, при этом цена играла для них второстепенную роль.
Франчайзинг – такая организация бизнеса, при которой компания-производитель компонентов передает компании-дистрибьютору право на распространение продукта. Франчайзинговый дистрибьютор обязуется продавать этот продукт по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает производитель. Чаще всего эти правила касаются ценовой политики и ограничений на продажу продукции производителей-конкурентов. В обмен на выполнение этих правил дистрибьютор получает разрешение использовать имя производителя, его репутацию, продукт, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы технической поддержки. Современный мировой рынок электронных компонентов постепенно начинает оправляться после сокрушительного падения в 2001 году. Как видно из рис.1, кризис высокотехнологичных отраслей в наименьшей степени коснулся южно-азиатского региона, страны которого в последние два года наращивали объемы потребления электронных компонентов. Несмотря на это, крупнейшими франчайзинговыми и независимыми дистрибьюторами на сегодняшний момент остаются западные компании.
У большинства крупнейших франчайзинговых поставщиков (табл.1) в 2002 году обороты снизились по сравнению с предыдущим годом. Чтобы сохранить объемы продаж, дистрибьюторы активизировали деятельность по предоставлению клиентам дополнительных бесплатных услуг. Так, компании Arrow и Avnet наряду с техническими консультациями и стандартными услугами по тестированию компонентов, упаковке и программированию стали предлагать бесплатные решения задач, касающихся планирования закупок и логистики. Фирма Future Electronics внедрила онлайновый поиск компонентов-аналогов для замены заказанных изделий. Компании Farnell и Nu Horizons предложили покупателю воспользоваться системой штрихового кодирования упаковок. Но улучшение сервиса не смогло компенсировать снижение цен и сокращение спроса со стороны высокотехнологичных отраслей промышленности Северной Америки и Европы. Роста продаж удалось добиться только тем дистрибьюторам, которые смогли увеличить свое присутствие на рынках Южной Азии (доля поставок Richardson Electronics в страны этого региона возросла c 10% в 2001 году до 15% в 2002, Nu Horizons – с 3 до 7%). Подобная тенденция прослеживается и в работе независимых дистрибьюторов (табл.2). Более успешным, чем предыдущий, оказался 2002 год для фирм America II Electronics и Converge, активно торгующих со странами азиатского региона. Профиль продукции, поставляемой крупнейшими франчайзинговыми дистрибьюторами, чаще всего соответствует структуре мирового спроса на электронные комплектующие (рис.2). На полупроводниковые приборы приходится не меньше половины объема продаж официальных дистрибьюторов. Исключение здесь составляет компания Digi-Key, специализирующаяся на поставке пассивных компонентов. Доля полупроводниковых приборов в суммарном объеме продаж у независимых дистрибьюторов зачастую больше, чем у официальных. Например, для немецкой компании Consumer Electronic она составляет 88%, для America II Electronics – 78%. Российский рынок электронных компонентов, несмотря на рост в последние годы (рис.3), сегодня ничтожно мал и составляет не более 0,5% от мирового. Крупнейшие мировые дистрибьюторы обычно работают с нашей страной через посредников-импортеров и не имеют российских представительств. Большая часть продукции заграничных производителей электронной промышленности, подобно изделиям фирм южно-азиатского региона, распространяется в Россию через местных официальных дистрибьюторов. Экспорт российских электронных компонентов затруднен из-за сокращения спроса на крупнейших зарубежных рынках и низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Российским дистрибьюторам, к сожалению, остается только надеяться на приобретение международного статуса.