Выпуск #9/2024
М. Вакштейн
ФОРУМ «МИКРОЭЛЕКТРОНИКА 2024» – УНИКАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА, ОБЪЕДИНИВШАЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАУКИ, БИЗНЕСА, ПРОИЗВОДСТВ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ФОРУМ «МИКРОЭЛЕКТРОНИКА 2024» – УНИКАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА, ОБЪЕДИНИВШАЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАУКИ, БИЗНЕСА, ПРОИЗВОДСТВ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Просмотры: 436
DOI: 10.22184/1992-4178.2024.240.9.20.22
Форум «Микроэлектроника 2024» – уникальная площадка, объединившая ключевых представителей науки, бизнеса, производств и органов государственной власти
Рассказывает генеральный директор Фонда перспективных исследований М. С. Вакштейн
С 23 по 28 сентября 2024 года на площадке Научно-технологического университета «Сириус» состоялся X юбилейный Российский форум «Микроэлектроника 2024». Фонд перспективных исследований (ФПИ) выступил в качестве генерального партнера форума. Мы побеседовали с генеральным директором ФПИ, председателем правления, руководителем Комитета по научно-технологическому и инфраструктурному развитию Совета по развитию электронной промышленности Максимом Сергеевичем Вакштейном о значимости мероприятия, участии ФПИ в форуме и организованных им круглых столах, а также об основных проектах Фонда в сфере микроэлектроники.
Максим Сергеевич, совсем недавно завершился X юбилейный Российский форум «Микроэлектроника». Как Вы оцениваете значение этого мероприятия?
Представители Фонда каждый год принимают участие в форуме. Мы третий год являемся генеральным спонсором мероприятия. Я очень высоко оцениваю форум как площадку, которая собирает всех ключевых людей из науки, бизнеса, производств, органов государственной власти. Именно здесь получается организовать встречи и скоординироваться с отраслевым сообществом. Довести информацию о мерах государственной поддержки и получить обратную связь от участников рынка. Это однозначно главное и лучшее мероприятие в области электроники в нашей стране.
Почему Фонд перспективных исследований регулярно участвует в данном форуме?
На базе Фонда функционирует Комитет по научно-технологическому и инфраструктурному развитию Совета по развитию электронной промышленности. Через Комитет проходят все НИОКР, планируемые к поддержке Минпромторгом России.
Фонд перспективных исследований – это своеобразная точка сборки и площадка для координации в сфере микроэлектроники. Естественно, что мы должны быть в центре событий и активно участвовать в работе форума.
Какие мероприятия были организованы ФПИ в рамках прошедшего форума?
Фонд организовал три крупных мероприятия. Во-первых, это круглый стол «Перспективные направления развития электроники», где обсуждались проекты ФПИ в области микроэлектроники, оптоэлектроники, силовой электроники, технологий корпусирования ЭКБ, применения искусственного интеллекта при проектировании СБИС и т.д.
Второе из данных мероприятий – круглый стол «Координация государственных мер поддержки» – где были представлены «истории успеха» такой координации на примерах из следующих областей: силовая электроника, оптоэлектроника на основе коллоидных квантовых точек, радиационно-стойкая энергонезависимая память.
В рамках третьего круглого стола «Новые правила организации и финансирования проектов Фонда перспективных исследований» обсудили обновления правил финансирования проектов ФПИ: увеличение размера накладных расходов – до 100% от ФОТ; принятие единой методики расчета предельной средней заработной платы – до 500% от средней заработной платы по Российской Федерации за прошлый год; упрощение правил отчетности. Были собраны предложения по дальнейшему улучшению порядка отбора, организации и финансирования проектов ФПИ.
Один из круглых столов Вы модерировали лично. С чем это связано?
Да, я проводил один из круглых столов по мерам господдержки отрасли, участия институтов развития в координации этих мер, так как являюсь председателем Комитета по научно-технологическому и инфраструктурному развитию Совета по развитию электронной промышленности. Необходимо было сверить часы, донести заявителям информацию о действующих мерах поддержки отрасли. В этом году мы рассказали о так называемых историях успеха совместной работы институтов развития и фондов по реализации комплексных проектов. Эти примеры продемонстрировали возможности для заявителей получать «бесшовную» поддержку от государства практически от идеи до организации производства. И, конечно же, хотелось бы получить обратную связь от получателей данной поддержки – чего не хватает, что нужно подправить?
Расскажите о наиболее значимых завершенных проектах в сфере микроэлектроники, осуществленных при поддержке ФПИ.
Буквально неделю назад был завершен проект по разработке маршрута проектирования цифровых СБИС на основе САПР с открытым кодом. Исходная идея – не начинать разработку с нуля, а взять доступные коды, разобраться в них, дописать недостающее и переписать плохо работающее – себя полностью оправдала. В итоге всего за 2 года страна получила полностью работоспособное программное обеспечение, реализующее полный маршрут проектирования СБИС с проектными нормами 180 нм и возможностями, на порядок превосходящими исходный открытый код.
Этот задел, что называется, «бесшовно» подхвачен Минпромторгом России, и уже начата работа по созданию САПР, позволяющего проектировать микросхемы, производимые на отечественных технологических линиях с проектными нормами до 90 нм. А ФПИ, в свою очередь, уже финансирует разработки, направленные на внедрение методов искусственного интеллекта в маршрут проектирования СБИС.
Также стоит упомянуть проект по созданию отечественной технологии производства микроболометрических матриц мегапиксельного класса. И хотя до окончания работ по проекту еще более года, полученные промежуточные результаты уже де-факто внедрены в серийное производство: до конца этого года по государственному заказу запланирована поставка нескольких тысяч отечественных тепловизионных приборов.
Есть ли среди сотрудников вашего Фонда специалисты по микро- и радиоэлектронике?
Да, конечно. В структуре Фонда есть Центр перспективной электроники, а также Центр искусственного интеллекта. В центрах работают предметные специалисты, в том числе кандидаты и доктора наук. К вопросу подбора кадров мы относимся очень серьезно. Считаем, что внутри должны быть очень сильные технические компетенции, без этого невозможно осуществлять функцию квалифицированного заказчика в столь сложной области как микроэлектроника.
Чем отличается взаимодействие с компаниями-разработчиками ФПИ и госзаказчиками?
Действительно, есть ряд существенных отличий между работой ФПИ и других государственных заказчиков.
Во-первых, ФПИ в основном работает в формате рассмотрения поступающих заявок, а не в формате объявления публичных конкурсов. И с момента поступления заявки ее сопровождает выделенный ФПИ куратор (руководитель проекта), являющийся специалистом в предметной области планируемого проекта или, по крайней мере, в смежной области. Далее заявка проходит ряд экспертиз, результаты которых представляются на рассмотрение научно-техническому совету ФПИ.
Во-вторых, Фонд фактически обеспечивает стопроцентное авансирование работ, но с ежемесячной отчетностью о расходах. Данный подход является максимально комфортным для организаций-исполнителей наших проектов, так как не требует привлечения заемных или оборотных средств.
В-третьих, основная методология контроля и управления ходом реализации проекта состоит в проведении регулярных контрольных экспериментов, объективно и измеримо подтверждающих достижение промежуточных результатов, а не только приемочных испытаний в конце этапа. То есть проблемы могут быть выявлены (и выявляются) на ранних стадиях, когда еще можно успеть предпринять какие-либо корректирующие действия. Собственно, в организации этих контрольных экспериментов и состоит основная работа кураторов (руководителей проекта) со стороны ФПИ. Это же является основным ограничением, поскольку ФПИ «физически» может выполнять роль квалифицированного заказчика для ограниченного количества одновременно идущих проектов – мы можем сопровождать несколько десятков, но никак не несколько сотен проектов.
ФПИ с партнерами создал сеть лабораторий. Расскажите об их роли. Представлена ли сфера микроэлектроники?
Термин «лаборатория» в данном случае имеет нестандартный смысл. Это необязательно отдельное подразделение в организации, речь идет о коллективе, команде, которая работает над нашим проектом. Смысл именно в концентрации ресурсов на определенной работе. То есть мы финансируем не организацию, а данный коллектив в ней. На наш взгляд, это очень важно для проведения прорывных исследований, чтобы люди были сосредоточены на решении важной для государства задачи. Это не должна быть одна из многих тематик, она должна быть особенной. Такие «лаборатории» созданы и в области микроэлектроники, СВЧ-электроники, оптоэлектроники и фотоники, силовой электроники на базе вузов, академических институтов, дизайн-центров, предприятий промышленности. Отдельно отмечу направления по ИК-матрицам, процессорам для телекома, искусственного интеллекта, силовой электроники на базе кремния и карбида кремния.
Спасибо за интересный рассказ.
С М. С. Вакштейном беседовал С. А. Попов.
Рассказывает генеральный директор Фонда перспективных исследований М. С. Вакштейн
С 23 по 28 сентября 2024 года на площадке Научно-технологического университета «Сириус» состоялся X юбилейный Российский форум «Микроэлектроника 2024». Фонд перспективных исследований (ФПИ) выступил в качестве генерального партнера форума. Мы побеседовали с генеральным директором ФПИ, председателем правления, руководителем Комитета по научно-технологическому и инфраструктурному развитию Совета по развитию электронной промышленности Максимом Сергеевичем Вакштейном о значимости мероприятия, участии ФПИ в форуме и организованных им круглых столах, а также об основных проектах Фонда в сфере микроэлектроники.
Максим Сергеевич, совсем недавно завершился X юбилейный Российский форум «Микроэлектроника». Как Вы оцениваете значение этого мероприятия?
Представители Фонда каждый год принимают участие в форуме. Мы третий год являемся генеральным спонсором мероприятия. Я очень высоко оцениваю форум как площадку, которая собирает всех ключевых людей из науки, бизнеса, производств, органов государственной власти. Именно здесь получается организовать встречи и скоординироваться с отраслевым сообществом. Довести информацию о мерах государственной поддержки и получить обратную связь от участников рынка. Это однозначно главное и лучшее мероприятие в области электроники в нашей стране.
Почему Фонд перспективных исследований регулярно участвует в данном форуме?
На базе Фонда функционирует Комитет по научно-технологическому и инфраструктурному развитию Совета по развитию электронной промышленности. Через Комитет проходят все НИОКР, планируемые к поддержке Минпромторгом России.
Фонд перспективных исследований – это своеобразная точка сборки и площадка для координации в сфере микроэлектроники. Естественно, что мы должны быть в центре событий и активно участвовать в работе форума.
Какие мероприятия были организованы ФПИ в рамках прошедшего форума?
Фонд организовал три крупных мероприятия. Во-первых, это круглый стол «Перспективные направления развития электроники», где обсуждались проекты ФПИ в области микроэлектроники, оптоэлектроники, силовой электроники, технологий корпусирования ЭКБ, применения искусственного интеллекта при проектировании СБИС и т.д.
Второе из данных мероприятий – круглый стол «Координация государственных мер поддержки» – где были представлены «истории успеха» такой координации на примерах из следующих областей: силовая электроника, оптоэлектроника на основе коллоидных квантовых точек, радиационно-стойкая энергонезависимая память.
В рамках третьего круглого стола «Новые правила организации и финансирования проектов Фонда перспективных исследований» обсудили обновления правил финансирования проектов ФПИ: увеличение размера накладных расходов – до 100% от ФОТ; принятие единой методики расчета предельной средней заработной платы – до 500% от средней заработной платы по Российской Федерации за прошлый год; упрощение правил отчетности. Были собраны предложения по дальнейшему улучшению порядка отбора, организации и финансирования проектов ФПИ.
Один из круглых столов Вы модерировали лично. С чем это связано?
Да, я проводил один из круглых столов по мерам господдержки отрасли, участия институтов развития в координации этих мер, так как являюсь председателем Комитета по научно-технологическому и инфраструктурному развитию Совета по развитию электронной промышленности. Необходимо было сверить часы, донести заявителям информацию о действующих мерах поддержки отрасли. В этом году мы рассказали о так называемых историях успеха совместной работы институтов развития и фондов по реализации комплексных проектов. Эти примеры продемонстрировали возможности для заявителей получать «бесшовную» поддержку от государства практически от идеи до организации производства. И, конечно же, хотелось бы получить обратную связь от получателей данной поддержки – чего не хватает, что нужно подправить?
Расскажите о наиболее значимых завершенных проектах в сфере микроэлектроники, осуществленных при поддержке ФПИ.
Буквально неделю назад был завершен проект по разработке маршрута проектирования цифровых СБИС на основе САПР с открытым кодом. Исходная идея – не начинать разработку с нуля, а взять доступные коды, разобраться в них, дописать недостающее и переписать плохо работающее – себя полностью оправдала. В итоге всего за 2 года страна получила полностью работоспособное программное обеспечение, реализующее полный маршрут проектирования СБИС с проектными нормами 180 нм и возможностями, на порядок превосходящими исходный открытый код.
Этот задел, что называется, «бесшовно» подхвачен Минпромторгом России, и уже начата работа по созданию САПР, позволяющего проектировать микросхемы, производимые на отечественных технологических линиях с проектными нормами до 90 нм. А ФПИ, в свою очередь, уже финансирует разработки, направленные на внедрение методов искусственного интеллекта в маршрут проектирования СБИС.
Также стоит упомянуть проект по созданию отечественной технологии производства микроболометрических матриц мегапиксельного класса. И хотя до окончания работ по проекту еще более года, полученные промежуточные результаты уже де-факто внедрены в серийное производство: до конца этого года по государственному заказу запланирована поставка нескольких тысяч отечественных тепловизионных приборов.
Есть ли среди сотрудников вашего Фонда специалисты по микро- и радиоэлектронике?
Да, конечно. В структуре Фонда есть Центр перспективной электроники, а также Центр искусственного интеллекта. В центрах работают предметные специалисты, в том числе кандидаты и доктора наук. К вопросу подбора кадров мы относимся очень серьезно. Считаем, что внутри должны быть очень сильные технические компетенции, без этого невозможно осуществлять функцию квалифицированного заказчика в столь сложной области как микроэлектроника.
Чем отличается взаимодействие с компаниями-разработчиками ФПИ и госзаказчиками?
Действительно, есть ряд существенных отличий между работой ФПИ и других государственных заказчиков.
Во-первых, ФПИ в основном работает в формате рассмотрения поступающих заявок, а не в формате объявления публичных конкурсов. И с момента поступления заявки ее сопровождает выделенный ФПИ куратор (руководитель проекта), являющийся специалистом в предметной области планируемого проекта или, по крайней мере, в смежной области. Далее заявка проходит ряд экспертиз, результаты которых представляются на рассмотрение научно-техническому совету ФПИ.
Во-вторых, Фонд фактически обеспечивает стопроцентное авансирование работ, но с ежемесячной отчетностью о расходах. Данный подход является максимально комфортным для организаций-исполнителей наших проектов, так как не требует привлечения заемных или оборотных средств.
В-третьих, основная методология контроля и управления ходом реализации проекта состоит в проведении регулярных контрольных экспериментов, объективно и измеримо подтверждающих достижение промежуточных результатов, а не только приемочных испытаний в конце этапа. То есть проблемы могут быть выявлены (и выявляются) на ранних стадиях, когда еще можно успеть предпринять какие-либо корректирующие действия. Собственно, в организации этих контрольных экспериментов и состоит основная работа кураторов (руководителей проекта) со стороны ФПИ. Это же является основным ограничением, поскольку ФПИ «физически» может выполнять роль квалифицированного заказчика для ограниченного количества одновременно идущих проектов – мы можем сопровождать несколько десятков, но никак не несколько сотен проектов.
ФПИ с партнерами создал сеть лабораторий. Расскажите об их роли. Представлена ли сфера микроэлектроники?
Термин «лаборатория» в данном случае имеет нестандартный смысл. Это необязательно отдельное подразделение в организации, речь идет о коллективе, команде, которая работает над нашим проектом. Смысл именно в концентрации ресурсов на определенной работе. То есть мы финансируем не организацию, а данный коллектив в ней. На наш взгляд, это очень важно для проведения прорывных исследований, чтобы люди были сосредоточены на решении важной для государства задачи. Это не должна быть одна из многих тематик, она должна быть особенной. Такие «лаборатории» созданы и в области микроэлектроники, СВЧ-электроники, оптоэлектроники и фотоники, силовой электроники на базе вузов, академических институтов, дизайн-центров, предприятий промышленности. Отдельно отмечу направления по ИК-матрицам, процессорам для телекома, искусственного интеллекта, силовой электроники на базе кремния и карбида кремния.
Спасибо за интересный рассказ.
С М. С. Вакштейном беседовал С. А. Попов.
Отзывы читателей
eng




