Выпуск #1/2025
Д. Чижиков
НАВИГАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ АО НТЦ «МОДУЛЬ»: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
НАВИГАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ АО НТЦ «МОДУЛЬ»: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Просмотры: 2010
DOI: 10.22184/1992-4178.2025.242.1.94.95
Представлено семейство навигационных модулей, разработанных АО НТЦ «Модуль». Данная серия отличается универсальной конструкцией, обеспечивающей взаимозаменяемость одночастотных, двухчастотных и трехчастотных модулей без изменения топологии платы. Рассмотрены перспективы развития производства данного оборудования.
Представлено семейство навигационных модулей, разработанных АО НТЦ «Модуль». Данная серия отличается универсальной конструкцией, обеспечивающей взаимозаменяемость одночастотных, двухчастотных и трехчастотных модулей без изменения топологии платы. Рассмотрены перспективы развития производства данного оборудования.
Теги: form factor navigation module signal processor surface mount навигационный модуль поверхностный монтаж сигнальный процессор форм-фактор
Навигационные разработки АО НТЦ «Модуль»: перспективы развития
Д. Чижиков
АО НТЦ «Модуль» разрабатывает и производит навигационные сигнальные процессоры и конечные модули на их основе. На текущий момент решения компании работают с открытыми сигналами глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS в частотных диапазонах L1 и L2, а в перспективе прорабатывается поддержка частотных диапазонов L3, L5. Актуальность разработок обусловлена государственной политикой импортозамещения и необходимостью увеличения доли отечественной продукции на российском рынке навигационного оборудования гражданского назначения.
В настоящее время продолжается процесс переориентирования российского рынка гражданской навигационной аппаратуры в сторону отечественных, а также китайских производителей. Если еще несколько лет назад популярностью пользовалась продукция, в основном, западных брендов, таких как JAVAD, Topcon Positioning Systems, Trimble, то сейчас на рынке появляются всё новые активно развивающиеся российские компании. Вопреки всем возникшим трудностям, удалось не только сохранить живой и конкурентный рынок, но и обеспечить его бóльшую суверенность. Уже сегодня имеется ряд отечественных производителей навигационной аппаратуры, продукция которых способна заместить и западные, и китайские аналоги. Безусловно, очень важным аспектом в этом вопросе является государственная поддержка российских разработчиков и производителей, что в ближайшем будущем позволит вывести отечественные изделия на совершенно новый уровень.
За последние годы продукция китайских брендов значительно укрепила свои позиции на мировом рынке гражданской навигационной аппаратуры, а также приобрела популярность у российского потребителя благодаря доступной ценовой политике и массовости производства. Однако у отечественной навигационной аппаратуры есть ряд весомых преимуществ.
Первым значимым преимуществом является доступность для потребителя. В современной геополитической обстановке прогнозирование состояния иностранных рынков существенно затруднено. К основным рискам относятся возможные последствия вторичных санкций, колебания цен, проблемы с логистикой, а также вероятные перебои в поставках. Продукция, свободно импортируемая в Российскую Федерацию сегодня, может оказаться недоступной в ближайшей перспективе. Отечественные товары не подвержены подобным рискам. Локализация производства на территории Российской Федерации гарантирует доступность навигационной аппаратуры для российского потребителя.
Следующим преимуществом является наличие надежной и быстрой технической поддержки. В сравнении с западными или китайскими компаниями, взаимодействие с которыми может занимать продолжительное время, отечественные производители имеют возможность обеспечить максимально оперативную и удобную обратную связь с потребителем.
Существенным достоинством российской навигационной аппаратуры также выступает ориентированность производителей на отечественный рынок, что обеспечивает совершенствование оборудования с учетом специфических требований и потребностей российских пользователей.
Таким образом, продукция отечественных производителей навигационной аппаратуры уже сейчас является вполне конкурентоспособной, а в некоторых аспектах даже превосходит иностранные аналоги.
Для российских производителей гражданской навигационной аппаратуры приоритетными являются такие отрасли, как транспортное машиностроение, добывающая промышленность, геодезия, сельское хозяйство и гражданская авиация. Возможно применение отечественной навигационной аппаратуры в банковской сфере и роботостроении.
Главным образом использование навигационной аппаратуры обуславливается ее основным назначением – определением координат местоположения и вектора скорости движения на текущий момент времени, а также в режиме постобработки. К примеру, в сельском хозяйстве сеть из нескольких навигационных приемников в режиме RTK (Real Time Kinematic) применяется для построения высокоточного маршрута комбайнов, осуществляющих автоматический сбор урожая.
Постобработка данных в режиме PPP (Precise Point Positioning) обеспечивает субсантиметровую точность местоопределения, при этом требуется лишь наличие самого навигационного приемника, работающего в автономном режиме, а также информации о поправках от специальных сервисов. Такой подход особенно эффективен при добыче углеводородов в условиях крайнего севера или на морских шельфах, где тяжело развернуть полноценную RTK-сеть, но требуется большая точность измерений для возведения нефтяных платформ и вышек.
Еще одно назначение навигационной аппаратуры – формирование прецизионной шкалы времени и выдача высокостабильной метки времени. По сигналу данной метки может выполняться синхронизация проводимых в банковском секторе транзакций, осуществление которых требует наличия точной и стабильной шкалы времени.
На российском рынке гражданского навигационного оборудования особое место занимает продукция АО НТЦ «Модуль». В настоящее время компанией ведется разработка семейства навигационных модулей NaviMatrix, построенных на базе специализированных СБИС собственной разработки 1879ВЯ1Я и К1888ВС018.
На данный момент уже изготовлены опытные образцы навигационных одночастотных модулей МС149.04 и МС149.05. Первые экспериментальные модели двухчастотных навигационных модулей МС149.06 находятся в процессе производства. Кроме того, разработчики АО НТЦ «Модуль» ведут активную работу по созданию трехчастотного навигационного модуля МС149.07, первые опытные образцы которого должны появиться уже в 2025 году. В планах компании в 2025 году выйти на серийное производство упомянутых навигационных модулей.
Модуль МС149.05 выполнен в форм-факторе M.2 Type 3060 key B. Модули МС149.04, МС149.06 и перспективный трехчастотный модуль МС149.07 предназначены для поверхностного монтажа в аппаратуру потребителя, при этом особенностью данной серии является универсальность и взаимная заменимость модулей различного типа. То есть, потребитель при желании сможет заменить одночастотный модуль на двухчастотный или трехчастотный, при этом не изменяя топологию разработанной им платы.
Информация о модулях МС149.04, МС149.05 и МС149.06 уже доступна на официальном сайте компании АО НТЦ «Модуль» www.module.ru.
Д. Чижиков
АО НТЦ «Модуль» разрабатывает и производит навигационные сигнальные процессоры и конечные модули на их основе. На текущий момент решения компании работают с открытыми сигналами глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS в частотных диапазонах L1 и L2, а в перспективе прорабатывается поддержка частотных диапазонов L3, L5. Актуальность разработок обусловлена государственной политикой импортозамещения и необходимостью увеличения доли отечественной продукции на российском рынке навигационного оборудования гражданского назначения.
В настоящее время продолжается процесс переориентирования российского рынка гражданской навигационной аппаратуры в сторону отечественных, а также китайских производителей. Если еще несколько лет назад популярностью пользовалась продукция, в основном, западных брендов, таких как JAVAD, Topcon Positioning Systems, Trimble, то сейчас на рынке появляются всё новые активно развивающиеся российские компании. Вопреки всем возникшим трудностям, удалось не только сохранить живой и конкурентный рынок, но и обеспечить его бóльшую суверенность. Уже сегодня имеется ряд отечественных производителей навигационной аппаратуры, продукция которых способна заместить и западные, и китайские аналоги. Безусловно, очень важным аспектом в этом вопросе является государственная поддержка российских разработчиков и производителей, что в ближайшем будущем позволит вывести отечественные изделия на совершенно новый уровень.
За последние годы продукция китайских брендов значительно укрепила свои позиции на мировом рынке гражданской навигационной аппаратуры, а также приобрела популярность у российского потребителя благодаря доступной ценовой политике и массовости производства. Однако у отечественной навигационной аппаратуры есть ряд весомых преимуществ.
Первым значимым преимуществом является доступность для потребителя. В современной геополитической обстановке прогнозирование состояния иностранных рынков существенно затруднено. К основным рискам относятся возможные последствия вторичных санкций, колебания цен, проблемы с логистикой, а также вероятные перебои в поставках. Продукция, свободно импортируемая в Российскую Федерацию сегодня, может оказаться недоступной в ближайшей перспективе. Отечественные товары не подвержены подобным рискам. Локализация производства на территории Российской Федерации гарантирует доступность навигационной аппаратуры для российского потребителя.
Следующим преимуществом является наличие надежной и быстрой технической поддержки. В сравнении с западными или китайскими компаниями, взаимодействие с которыми может занимать продолжительное время, отечественные производители имеют возможность обеспечить максимально оперативную и удобную обратную связь с потребителем.
Существенным достоинством российской навигационной аппаратуры также выступает ориентированность производителей на отечественный рынок, что обеспечивает совершенствование оборудования с учетом специфических требований и потребностей российских пользователей.
Таким образом, продукция отечественных производителей навигационной аппаратуры уже сейчас является вполне конкурентоспособной, а в некоторых аспектах даже превосходит иностранные аналоги.
Для российских производителей гражданской навигационной аппаратуры приоритетными являются такие отрасли, как транспортное машиностроение, добывающая промышленность, геодезия, сельское хозяйство и гражданская авиация. Возможно применение отечественной навигационной аппаратуры в банковской сфере и роботостроении.
Главным образом использование навигационной аппаратуры обуславливается ее основным назначением – определением координат местоположения и вектора скорости движения на текущий момент времени, а также в режиме постобработки. К примеру, в сельском хозяйстве сеть из нескольких навигационных приемников в режиме RTK (Real Time Kinematic) применяется для построения высокоточного маршрута комбайнов, осуществляющих автоматический сбор урожая.
Постобработка данных в режиме PPP (Precise Point Positioning) обеспечивает субсантиметровую точность местоопределения, при этом требуется лишь наличие самого навигационного приемника, работающего в автономном режиме, а также информации о поправках от специальных сервисов. Такой подход особенно эффективен при добыче углеводородов в условиях крайнего севера или на морских шельфах, где тяжело развернуть полноценную RTK-сеть, но требуется большая точность измерений для возведения нефтяных платформ и вышек.
Еще одно назначение навигационной аппаратуры – формирование прецизионной шкалы времени и выдача высокостабильной метки времени. По сигналу данной метки может выполняться синхронизация проводимых в банковском секторе транзакций, осуществление которых требует наличия точной и стабильной шкалы времени.
На российском рынке гражданского навигационного оборудования особое место занимает продукция АО НТЦ «Модуль». В настоящее время компанией ведется разработка семейства навигационных модулей NaviMatrix, построенных на базе специализированных СБИС собственной разработки 1879ВЯ1Я и К1888ВС018.
На данный момент уже изготовлены опытные образцы навигационных одночастотных модулей МС149.04 и МС149.05. Первые экспериментальные модели двухчастотных навигационных модулей МС149.06 находятся в процессе производства. Кроме того, разработчики АО НТЦ «Модуль» ведут активную работу по созданию трехчастотного навигационного модуля МС149.07, первые опытные образцы которого должны появиться уже в 2025 году. В планах компании в 2025 году выйти на серийное производство упомянутых навигационных модулей.
Модуль МС149.05 выполнен в форм-факторе M.2 Type 3060 key B. Модули МС149.04, МС149.06 и перспективный трехчастотный модуль МС149.07 предназначены для поверхностного монтажа в аппаратуру потребителя, при этом особенностью данной серии является универсальность и взаимная заменимость модулей различного типа. То есть, потребитель при желании сможет заменить одночастотный модуль на двухчастотный или трехчастотный, при этом не изменяя топологию разработанной им платы.
Информация о модулях МС149.04, МС149.05 и МС149.06 уже доступна на официальном сайте компании АО НТЦ «Модуль» www.module.ru.
Отзывы читателей