Выпуск #4/2022
Ю. Ковалевский
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
Просмотры: 1086
DOI: 10.22184/1992-4178.2022.215.4.38.40
Заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности
Заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности
Совершенствование законодательства в сфере государственного оборонного заказа
Заседание Секции по военно-промышленной политике
и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
22 марта 2022 года состоялось заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О совершенствовании законодательства в сфере государственного оборонного заказа». Мероприятие проходило в режиме ВКС.
Проводил заседание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель Секции С. А. Мартынов. В качестве цели заседания С. А. Мартынов обозначил следующее: обсудить и наметить пути решения проблем, препятствующих стабильности выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) в условиях масштабного санкционного давления, а также обеспечить содействие в принятии всех необходимых мер по стабилизации финансово-экономической ситуации и поддержке предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), оказавшихся под влиянием последствий внешних санкций. Было предложено в рамках мероприятия обсудить предложения, поступившие от интегрированных структур ОПК при подготовке к заседанию.
Ю. В. Добродеева, директор Департамента планирования и методологии закупок ГК «Роскосмос», выступила с первым докладом заседания, в котором она озвучила предложения госкорпорации по совершенствованию размещения и выполнения ГОЗ.
Заместитель руководителя Секции, директор АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верник в своем докладе, помимо прочего, выделил основные препятствия для оперативного выполнения ГОЗ, среди которых были названы вопросы авансирования и необходимости работы с большим количеством отдельных счетов, а также касающиеся ценообразования в условиях нестабильности цен на сырье и комплектующие, контроля оборота драгоценных металлов, величины допустимой суммы закупок без использования отдельного счета и др. Кроме того, он указал на важность таких вопросов, как формирование страховых запасов, упрощение процедуры согласования изменений и выделение государственного финансирования на работы по реинжинирингу, проведению испытаний и сертификации техники для внедрения в ее состав отечественных материалов и компонентов.
В. Н. Лепин, генеральный директор АО «Концерн «Калашников», дополнил уже озвученные предложения, помимо прочего, отдельными вопросами ценообразования при заключении и выполнении контрактов по ГОЗ.
В. П. Горшенин, советник генерального директора по проектам АО «НПО Лавочкина», дополнил предложениями об использовании головным исполнителем (исполнителем) единого отдельного счета для всех госконтрактов по ГОЗ и льготном финансировании опережающей закупки.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Д. В. Фесюк подчеркнул необходимость упрощения процедур авансирования и внесения изменений в условия контрактов с тем, чтобы предприятия максимально оперативно получали реальные деньги в условиях нестабильности цен и могли в короткие сроки вносить изменения в состав изделий, продиктованные переменами в логистических цепочках.
Директор Департамента государственного регулирования цен, экономики и контроллинга ядерного оружейного комплекса ГК «Росатом» Т. Б. Воробьёва в своем выступлении рассказала о текущем состоянии авансирования в госкорпорации и предложила уточнить формулировку предложения по авансированию долгосрочных контрактов. Также она сделала особый акцент на необходимости оперативного решения обсуждаемых вопросов в текущей ситуации.
В выступлении советника генерального директора АО «Объединенная приборостроительная корпорация» А. В. Брыкина было уделено большое внимание в том числе теме кадрового обеспечения отрасли и развитию технологического базиса.
Руководитель направления Департамента государственного оборонного заказа АО «Объединенная судостроительная корпорация» Я. Д. Бережной, согласившись с предложениями коллег, указал также на вопросы, связанные с процедурой согласования затрат при переводе ориентировочной цены контракта в фиксированную.
Ю. А. Мягкова, начальник Управления методического обеспечения финансового мониторинга, валютного контроля и государственного оборонного заказа Центрального банка Российской Федерации, высказалась, помимо прочего, по вопросу применения единого отдельного счета, отметив, что он не относится напрямую к компетенции Банка России, но в случае принятия положительного решения соответствующая система будет выстроена.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере государственной, военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Министерства финансов Российской Федерации А. А. Липаев проинформировал участников заседания о новых мерах поддержки отрасли, а также сообщил об уже установленных нормативными правовыми актами и готовящихся новых возможностях по авансированию госконтрактов.
С. С. Костырев, директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, сообщил присутствующим о текущей проработке предложений организаций промышленности в Минпромторге России, а также на площадке Аппарата Правительства РФ.
Заместитель директора Департамента бюджетного планирования, государственных программ и национальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации С. Е. Икрянников предложил, в частности, разработать дорожную карту по снижению административных барьеров и поддержке предприятий ОПК, в которой определить регулятора по Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ, что должно повысить эффективность совершенствования нормативной правовой базы в сфере ГОЗ.
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. Н. Муратов отметил, что оборонная отрасль страны находится в условиях санкций уже много лет, при этом работает очень хорошо. Вместе с тем, он указал на то, что этой работе мешает забюрократизованность, и поддержал предложения, направленные на ее снижение, в том числе касающееся применения единого отдельного счета. Кроме того, С. Н. Муратов подчеркнул важность в текущих условиях вопросов авансирования и ценообразования.
Также в рамках мероприятия советник председателя ПАО «Промсвязьбанк» М. И. Дидигов и вице-президент – директор департамента по работе с предприятиями ОПК ПАО «Промсвязьбанк» А. Б. Рохмин представили предложения по обеспечению финансирования строительства жилья для работников предприятий ОПК, выполняющих ГОЗ.
По результатам обсуждения были сформированы и направлены на рассмотрение в Правительство РФ предложения по ряду вопросов, касавшихся, в частности, восстановления механизма государственного стратегического планирования развития экономики и функции мобилизационной устойчивости экономики; использования единого отдельного счета; государственного регулирования цен на сырье и материалы; упрощения процедуры согласования изменений, вносимых в техническую документацию, и выделения государственного финансирования работ по реинжинирингу, проведению испытаний и сертификации техники; распространения льгот, введенных Указом Президента РФ от 2 марта 2022 года № 83, на сотрудников инженерного состава предприятий радиоэлектронной отрасли.
В заключение заседания С. А. Мартынов указал на то, что Секцией будет осуществляться мониторинг выполнения принятого решения. ●
Заседание Секции по военно-промышленной политике
и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
22 марта 2022 года состоялось заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О совершенствовании законодательства в сфере государственного оборонного заказа». Мероприятие проходило в режиме ВКС.
Проводил заседание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель Секции С. А. Мартынов. В качестве цели заседания С. А. Мартынов обозначил следующее: обсудить и наметить пути решения проблем, препятствующих стабильности выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) в условиях масштабного санкционного давления, а также обеспечить содействие в принятии всех необходимых мер по стабилизации финансово-экономической ситуации и поддержке предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), оказавшихся под влиянием последствий внешних санкций. Было предложено в рамках мероприятия обсудить предложения, поступившие от интегрированных структур ОПК при подготовке к заседанию.
Ю. В. Добродеева, директор Департамента планирования и методологии закупок ГК «Роскосмос», выступила с первым докладом заседания, в котором она озвучила предложения госкорпорации по совершенствованию размещения и выполнения ГОЗ.
Заместитель руководителя Секции, директор АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верник в своем докладе, помимо прочего, выделил основные препятствия для оперативного выполнения ГОЗ, среди которых были названы вопросы авансирования и необходимости работы с большим количеством отдельных счетов, а также касающиеся ценообразования в условиях нестабильности цен на сырье и комплектующие, контроля оборота драгоценных металлов, величины допустимой суммы закупок без использования отдельного счета и др. Кроме того, он указал на важность таких вопросов, как формирование страховых запасов, упрощение процедуры согласования изменений и выделение государственного финансирования на работы по реинжинирингу, проведению испытаний и сертификации техники для внедрения в ее состав отечественных материалов и компонентов.
В. Н. Лепин, генеральный директор АО «Концерн «Калашников», дополнил уже озвученные предложения, помимо прочего, отдельными вопросами ценообразования при заключении и выполнении контрактов по ГОЗ.
В. П. Горшенин, советник генерального директора по проектам АО «НПО Лавочкина», дополнил предложениями об использовании головным исполнителем (исполнителем) единого отдельного счета для всех госконтрактов по ГОЗ и льготном финансировании опережающей закупки.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Д. В. Фесюк подчеркнул необходимость упрощения процедур авансирования и внесения изменений в условия контрактов с тем, чтобы предприятия максимально оперативно получали реальные деньги в условиях нестабильности цен и могли в короткие сроки вносить изменения в состав изделий, продиктованные переменами в логистических цепочках.
Директор Департамента государственного регулирования цен, экономики и контроллинга ядерного оружейного комплекса ГК «Росатом» Т. Б. Воробьёва в своем выступлении рассказала о текущем состоянии авансирования в госкорпорации и предложила уточнить формулировку предложения по авансированию долгосрочных контрактов. Также она сделала особый акцент на необходимости оперативного решения обсуждаемых вопросов в текущей ситуации.
В выступлении советника генерального директора АО «Объединенная приборостроительная корпорация» А. В. Брыкина было уделено большое внимание в том числе теме кадрового обеспечения отрасли и развитию технологического базиса.
Руководитель направления Департамента государственного оборонного заказа АО «Объединенная судостроительная корпорация» Я. Д. Бережной, согласившись с предложениями коллег, указал также на вопросы, связанные с процедурой согласования затрат при переводе ориентировочной цены контракта в фиксированную.
Ю. А. Мягкова, начальник Управления методического обеспечения финансового мониторинга, валютного контроля и государственного оборонного заказа Центрального банка Российской Федерации, высказалась, помимо прочего, по вопросу применения единого отдельного счета, отметив, что он не относится напрямую к компетенции Банка России, но в случае принятия положительного решения соответствующая система будет выстроена.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере государственной, военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Министерства финансов Российской Федерации А. А. Липаев проинформировал участников заседания о новых мерах поддержки отрасли, а также сообщил об уже установленных нормативными правовыми актами и готовящихся новых возможностях по авансированию госконтрактов.
С. С. Костырев, директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, сообщил присутствующим о текущей проработке предложений организаций промышленности в Минпромторге России, а также на площадке Аппарата Правительства РФ.
Заместитель директора Департамента бюджетного планирования, государственных программ и национальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации С. Е. Икрянников предложил, в частности, разработать дорожную карту по снижению административных барьеров и поддержке предприятий ОПК, в которой определить регулятора по Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ, что должно повысить эффективность совершенствования нормативной правовой базы в сфере ГОЗ.
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. Н. Муратов отметил, что оборонная отрасль страны находится в условиях санкций уже много лет, при этом работает очень хорошо. Вместе с тем, он указал на то, что этой работе мешает забюрократизованность, и поддержал предложения, направленные на ее снижение, в том числе касающееся применения единого отдельного счета. Кроме того, С. Н. Муратов подчеркнул важность в текущих условиях вопросов авансирования и ценообразования.
Также в рамках мероприятия советник председателя ПАО «Промсвязьбанк» М. И. Дидигов и вице-президент – директор департамента по работе с предприятиями ОПК ПАО «Промсвязьбанк» А. Б. Рохмин представили предложения по обеспечению финансирования строительства жилья для работников предприятий ОПК, выполняющих ГОЗ.
По результатам обсуждения были сформированы и направлены на рассмотрение в Правительство РФ предложения по ряду вопросов, касавшихся, в частности, восстановления механизма государственного стратегического планирования развития экономики и функции мобилизационной устойчивости экономики; использования единого отдельного счета; государственного регулирования цен на сырье и материалы; упрощения процедуры согласования изменений, вносимых в техническую документацию, и выделения государственного финансирования работ по реинжинирингу, проведению испытаний и сертификации техники; распространения льгот, введенных Указом Президента РФ от 2 марта 2022 года № 83, на сотрудников инженерного состава предприятий радиоэлектронной отрасли.
В заключение заседания С. А. Мартынов указал на то, что Секцией будет осуществляться мониторинг выполнения принятого решения. ●
Отзывы читателей